№ 2-4429-2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 ноября 2010 года город Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
Председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.,
при секретаре КРАВЦОВОЙ Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Локтелеком» к судебному приставу – исполнителю Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП по Забайкальскому краю Лисовскому Анатолию Александровичу об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано на следующие обстоятельства.
Судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела судебных приставов города Читы УФССП по Забайкальскому краю Лисовским А.А., было возбуждены исполнительные производства: №76/13/23795/29/2010 от 27.02.2010, возбужденное на основании исполнительного документа выданного мировым судьей судебного участка №19 Центрального района г. Читы по делу №2-569-09 от 21.09.2009, о взыскании денежных средств в размере 2 000 руб., в пользу ФИО5. с должника ОАО Локтелеком»; №76/13/23797/29/2010 от 27.02.2010, возбужденное на основании исполнительного документа выданного мировым судьей судебного участка №19 Центрального района г. Читы по делу №2-569-09 от 21.09.2009, о взыскании денежных средств в размере 2 000 руб., в пользу ФИО6 с должника ОАО «Локтелеком»; №76/13/23800/29/2010 от 27.02.2010, возбужденное на основании исполнительного документа выданного мировым судьей судебного участка №19 Центрального района г. Читы по делу №2-569-09 от 21.09.2009 о взыскании денежных средств в размере 675 руб., в пользу ФИО7. с должника ОАО «Локтелеком»; №76/13/24826/29/2010 от 04.03.2010, возбужденное на основании исполнительного документа выданного мировым судьей судебного участка №19 Центрального района г. Читы по делу №11-68-10 от 12.01.2010 о взыскании государственной пошлины в размере 300 руб. в доход государства с должника ОАО «Локтелеком»; №76/13/32580/29/2010 от 23.04.2010, возбужденное на основании исполнительного документа выданного мировым судьей судебного участка №19 Центрального района г. Читы по делу №2-569-09 от 21.09.2009 о взыскании государственной пошлины в размере 433 руб. в доход государства с должника ОАО «Локтелеком». Денежные средства, взысканные на основании решений мирового судьи, были уплачены истцом 04 июня 2010 года. 17 июня 2010 года судебный пристав-исполнитель Центрального района отдела судебных приставов г. Читы Лисовский А.А. принял постановления о взыскании исполнительского сбора с должника ОАО «Локтелеком» в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы в размере 25000 руб. По мнению истца, действия пристава являются необоснованными, поскольку неисполнение решений обусловлено уважительной причиной – подачей надзорной жалобы. Просит суд уменьшить исполнительский сбор на ? от максимального размера по каждому исполнительскому сбору.
19.10.2010г к участию в процессе в качестве соответчика привлечен УФССП по Забайкальскому краю, который в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. Суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал требование, представил платежные документы, согласно которым исполнительский сбор уплачен по каждому исполнительному листу в размере 5000 рублей.
Представитель службы судебных приставов считает требование необоснованными, считает, что истец является платежеспособным юридическим лицом, просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
По истечении указанного срока исполнительский сбор налагается на должника, если он не представит судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из представленных материалов, 17 июня 2010 года судебным –приставом Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Лисовским А.А. в рамках исполнительных производств №76/13/23795/29/2010, №76/13/23797/29/2010, №76/13/23800/29/2010 от 27.02.2010, №76/13/24826/29/2010 от 04.03.2010, №76/13/32580/80/29/2010 от 23.04.2010 были приняты постановления о взыскании с истца исполнительского сбора, общая сумма которого составила 25000 руб., данная сумма на момент рассмотрения дела истцом перечислена (л.д.___). В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим законом (части 11 и 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
В силу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
На основании части 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 данного Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (часть 3 статьи 112 данного Закона).
Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма (часть 9 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы представляет собой допустимый максимум штрафной санкции, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П).
Как усматривается из содержания указанных постановлений, их принятие было вызвано тем, что истцом в добровольном порядке не была в добровольном порядке исполнена обязанность по внесению суммы долга в пятидневный срок.
В ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21 июля 2008 № 550 «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора» (Правила).
Согласно данному Постановлению возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 3 Правил).
По общему правилу, установленному ст. 160.1 БК РФ, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета.
Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации «Исполнительский сбор» является Федеральная служба судебных приставов (Приказ Министра финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).
Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные п. 4 указанных Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (п. 5 Правил).
Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета.
Следовательно, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов. В постановлениях от 17.06.2010г пристава Центрального районного отдела СП г. Читы указан депозитный счет УФК по Забайкальскому краю ОК 2 Центральный РО СП г. Читы, как пояснил представитель истца, именно на этот счет перечислен исполнительский сбор.
Руководствуясь статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принимая во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", учитывая характер совершенного правонарушения, размер взыскиваемых сумм, суд считает возможным удовлетворить требования и уменьшить исполнительский сбор на одну четверть от размера, определенного судебным приставом-исполнителем.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявления открытого акционерного общества «Локтелеком» об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить исполнительский сбор на одну четверть от размера, определенного судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела СП г. Читы постановлениями от 17.06.2010г в рамках исполнительных производств №76/13/23795/29/2010, №76/13/23797/29/2010, №76/13/23800/29/2010 от 27.02.2010, №76/13/24826/29/2010 от 04.03.2010, №76/13/32580/80/29/2010 от 23.04.2010.
Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья ЦОКТОЕВА О.В.