о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-5049-10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

27 октября 2010 г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Сопина Олега Георгиевича к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах Спина О.Г., мотивируя тем, что последний является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После выпуска из детского дома № 1 г. Читы в 1998 г. поступил в ПУ № 6, которое окончил 30.06.2008 г. Сопин О.Г. с 12.04.2004 г. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. До настоящего времени жильем он не обеспечен. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить жилое помещение согласно установленных законом норм в г.Чите.

Прокурор Забайкальского края, Сопин О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю. исковые требования не признала, что ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в соответствующем учреждении, является государственным полномочием субъекта РФ, и обеспечиваются органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Из смысла норм названного закона, следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Вместе с тем, статьей 19 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» допускается, что органы государственной власти могут соответствующим законом и при условии предварительного финансирования передать свои полномочия органам местного самоуправления. 16 декабря 2009г. Законодательным собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью» № 304-ЗЗК от 18.12.200г., которым органам местного самоуправления юридически были переданы государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 1930 человек. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края предусмотрено финансовое обеспечение осуществления этих полномочий за счет средств бюджета края (ст. 4 Закона ЗЗК). При этом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи им финансовых и материальных средств, необходимым органам местного самоуправления для осуществления ими указанных полномочий не допускается. Кроме того, неправомерно требование истца о предоставлении ему жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры. В соответствии с абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм". В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается истец также говорится о жилых помещениях, а не об отдельных квартирах. Согласно ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Таким образом, Сопину О.Г. могут быть предоставлены жилые помещения как в виде квартиры, так и в виде части квартиры, жилого дома, а также в виде комнаты. Это право соответствующего органа власти решать, исходя из имеющегося в наличии свободного жилого фонда, какое именно жилое помещение предоставлять гражданину. У суда не имеется правовых оснований для лишения органов власти данного права. На основании выше изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Следовательно, на момент обращения с иском в суд, Сопин О.Г., 1990 года рождения, является лицом, из числа-детей сирот. Указанной категории лиц жилые помещения вне очереди не предоставляются. Сопин О.Г. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). Просит в удовлетворении иска отказать.

.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, на Забайкальский край как субъект Российской федерации возложены только расходные обязательства по предоставлению дополнительных гарантий, в том числе по обеспечению жильем, указанным лицам. С указанной целью администрации городского округа «город Чита» ежегодно предоставляются субвенции в соответствии с предоставляемыми администрацией городского округа «город Чита» сведениями о количестве лиц данной категории. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделяются в полном объеме. Просила отказать в удовлетворении требований в отношении Правительства Забайкальского края.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Судом установлено, что Сопин Олег Георгиевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей, воспитывался в ГОУ Детский дом № 1 г. Читы и находился на полном государственном обеспечении по 1998 г. Окончил ПУ 3 6 30.06.2008 г. Согласно Постановлению Главы администрации Центрального района г. Читы № от 29.07.1994 г. жилой площади в г. Чите, несовершеннолетний Сопин О.Г. не имеет.

Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Сопин О.Г. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с 12 апреля 2004 года, его учетный номер №. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки его на учет в качестве нуждающегося.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Сопина Олега Георгиевича удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Сопину Олегу Георгиевичу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200