Дело № 2-5056-2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2010г. Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Малкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Читы в интересах Ваулина Максима Анатольевича к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Ваулина Максима Анатольевича, мотивируя следующим. Ваулин М.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Ваулина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 умерла, а отец ФИО5 записан в свидетельстве о рождении со слов матери, родственников, желающих взять на воспитание несовершеннолетнего, не было. В период с 2002 г. по 2009 г. Ваулин М.А. находился в Карымском детском доме, жилая площадь, закрепленная за Ваулиным М.А., отсутствует. Последний поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, учетный номер №. До настоящего времени, жилая площадь Ваулину не предоставлена. Просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ваулину М.А. в черте г. Читы жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы в 25 кв.м. Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Ваулина М.А.
В судебном заседании Ваулин М.А., прокурор Центрального района г. Читы Гениатулин А.А., исковые требования поддержали, суду пояснили изложенное выше, просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю. исковые требования не признала, суду пояснила, что ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в соответствующем учреждении, является государственным полномочием субъекта РФ, и обеспечиваются органами исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Из смысла норм названного закона, следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются государством, т.е. федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Вместе с тем, статьей 19 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» допускается, что органы государственной власти могут соответствующим законом и при условии предварительного финансирования передать свои полномочия органам местного самоуправления. 16 декабря 2009г. Законодательным собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью» № 304-ЗЗК от 18.12.200г., которым органам местного самоуправления юридически были переданы государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 1930 человек. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Забайкальского края предусмотрено финансовое обеспечение осуществления этих полномочий за счет средств бюджета края (ст. 4 Закона ЗЗК). При этом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи им финансовых и материальных средств, необходимым органам местного самоуправления для осуществления ими указанных полномочий не допускается. На основании выше изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований прокурору Центрального района г. Читы в интересах Ваулина М.А. отказать.
Представитель Правительства Забайкальского края, Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, на Забайкальский край как субъект Российской федерации возложены только расходные обязательства по предоставлению дополнительных гарантий, в том числе по обеспечению жильем, указанным лицам. С указанной целью администрации городского округа «город Чита» ежегодно предоставляются субвенции в соответствии с предоставляемыми администрацией городского округа «город Чита» сведениями о количестве лиц данной категории. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, а следовательно является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края, Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Следовательно, на момент обращения с иском в суд, М.А.Ваулин, ДД.ММ.ГГГГ, является лицом, из числа-детей сирот. Указанной категории лиц жилые помещения вне очереди не предоставляются. Ваулин М.А. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и не оспаривалось ответчиками, Ваулин М.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Жилой площади, закрепленной за Ваулиным М.А., не имеется. В период с 14.08.2002 г. по 31.08.2009 г. являлся воспитанником ГОУ «Карымский детский дом». Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Ваулин М.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с 16 мая 2005 года, его учетный номер №. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки его на учет в качестве нуждающегося.
В силу п.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 Федерального Закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании срока службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после их возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по месту их жительства.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляется вне очереди по договору социального найма.
Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого Фонда, последующего заключения договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.
Таким образом, органом исполнительной власти по месту жительства Ваулина М.А., в чью обязанность входит обеспечение его жилым помещением, является администрация городского округа «Город Чита».
Эта обязанность, в том числе, подтверждается фактом принятия Ваулина М.А. на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Недостаточность финансирования, не позволяющая приобрести жилое помещение для всех нуждающихся в этом лиц, не может быть принята судом как доказательство наличия обстоятельств, освобождающих орган местного самоуправления, на который законом возложена обязанность предоставления жилых помещений, от ее исполнения.
Согласно пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах Ваулина Максима Анатольевича удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ваулину Максиму Анатольевичу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.
Судья: В.Н. Новиков