ДЕЛО № 2-3377-2010г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2010 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.
при секретаре КРАВЦОВОЙ Л.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стремоуховой Светланы Федоровны к Государственной лесной службе Забайкальского края об отмене решения конкурсной комиссии от 17 декабря 2009 года, обязании устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л:
Стремоухова С.Ф. обратилась в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано на следующие обстоятельства. Неоднократно, начиная с января 2007 года, она обращалась к руководителю Управления лесами в Читинской области, а затем руководителю Государственной лесной службы по вопросам трудоустройства по профессиональному образованию. На что постоянно получала отказ и ответ - только по конкурсу. Хотя при создании Читинского управления лесами в Читинской области почти все были приняты по заявлению, причем с любым высшим образованием. Процедура проведения конкурсов не соответствовала требования закона. Первый конкурс, в котором участвовал заявитель, проходил 17 апреля 2008 года. Стремоуховой были поданы документы на вакантную должность руководителя по Петровск-Забайкальскому территориальному отделу. В процессе конкурса были допущены нарушения, выразившиеся в следующем: в допуске к конкурсу кандидатов, не соответствующих квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, которые четко указаны в объявлении о проведении конкурса, напечатанном в газете «Забайкальский рабочий» от 05.02.2008 года №20(24971). Нарушен Федеральный Закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ; пункт 10 Положения. Кроме того, согласно пункту 20 Положения конкурс считается состоявшимся при наличии не менее двух кандидатов. При проведении данного конкурса в основном большинстве кандидатов на замещение вакантных должностей было по одному претендента, вообще не присутствовало на конкурсе. По объяснению начальника отдела кадров - они отсутствовали по ходатайству руководства, и по решению конкурсной комиссии были выбраны победителями конкурса. Через год не все победители прошли аттестацию, но продолжали работать. На этом же конкурсе заявителю стало известно о том, что на предыдущих конкурсах тем, кто не был выбран победителем на вышестоящие должности, предлагали написать заявления на нижестоящие должности, а на просьбу заявителя прозвучал отказ.
По второму конкурсу (объявление было размещено в газете «Забайкальский рабочий» от 22.05.2008 года №93(25044)), Стремоухов С.Ф. подала заявление на замещение вакантной должности заместителя руководителя по Петровск-Забайкальскому территориальному отделу и на включение в кадровый резерв по Бадинскому территориальному отделу - начальник отдела. В июле 2008 года получила письмо из Управления лесами в Читинской области о том, что в связи с реорганизацией Управления лесами второй этап конкурса на замещение вакантных должностей и на включение в кадровый резерв государственной службы отменен, было предложено участвовать в следующем конкурсе. Но на эти должности были приняты работники без конкурса. В первом случае незаконно прошедший по конкурсу, во втором случае - без высшим образованием. В третьем конкурсе, объявленном в газете «Забайкальский рабочий» от 20.11.2008 года №222 (25173) Стремоухова С.Ф. также принимала участие. Должности, которые указывались при проведении второго конкурса, отсутствовали. Заявительница подала документы на замещение вакантных должностей главного специалиста - эксперта по Петровск-Забайкальскому территориальному отделу по Новопавловскому участковому лесничеству и Толбагинскому участковому лесничеству. Квалификационными требованиями к уровню профессионального образования являлись направления: лесное хозяйство, лесное и лесопарковое хозяйство, лесоинженерное дело, технология лесозаготовок или иное, связанное с природопользованием. Заявительница была уведомлена о допуске до второго этапа и дате проведения конкурса 4 марта 2009 года. По прибытии на конкурс, без всяких объяснений, ей предложили расписаться в регистрационном листе только по Новопавловскому участковому лесничеству. Вторым кандидатом был заявитель с высшим железнодорожным образованием, что является нарушением. Победителя в данном конкурсе не было. Однако именно второй кандидат работает в Новопавловском участковом лесничестве. В очередном конкурсе, состоявшемся 17 декабря 2009 года Стремоухова С.Ф. не была выбрана победителем. По заявке на должность начальника Бадинского территориального отдела заявительница не прошла тестирование, на что было указано комиссией, поэтому не была допущена к собеседованию. К собеседованию по должностям главный специалист - эксперт по Толбагинскому участковому лесничеству и Новопавловскому участковому лесничеству Стремоухова С.Ф. была допущена, но опять не выбрана победителем. Другими кандидатами на эти должности были специалисты с высшим образованием, но со строительным и железнодорожным. Обязанности по указанным должностям выполняют не выбранные победителями. По конкурсам 2007 года специалистами 1-го разряда были выбраны Сорокина М.И. (Толбагинское участковое лесничество) и Доброквашин И.Г. (Бадинский территориальный отдел), однако ими заняты другие вакантные должности. Просит отменить решение комиссии государственной лесной службы, принятое по итогам проведенного 17 декабря 2009 года конкурса.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, суду пояснила, что при проведении конкурса со стороны члена комиссии Подгорбунской Т.А. на нее было оказано психологическое давление, также не было учтено мнение члена комиссии, который проголосовал «за» ее кандидатуру, так как, по ее мнению, именно этот член комиссии длительное время работает в лесной службе, обладает знаниями и хорошо знает ее как специалиста, считает, что ее ответы комиссией оценены неправильно, т.к. она давала ответы согласно федеральному закону.
Представители ответчика требования не признали, считают, что иск не обоснованный, просили суд в удовлетворении требований отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено общее правило, согласно которому поступление гражданина Российской Федерации на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.
Согласно ч. 2 данной статьи конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Таким образом, конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право гражданских служащих на должностной рост обеспечиваются на конкурсной основе.
Как следует из материалов дела, Стремоухова С.Ф. в 1980 году окончила Лисинский лесхоз – техникум Минлесхоза РСФСР по специальности лесное хозяйство. При окончании указанного техникума Стремоуховой С.Ф. была присвоена квалификация техника – лесовода (л.д._____).
Согласно диплому №159375 Стремоухова С.Ф. в 1990 году закончила Ленинградскую ордена Ленина лесотехническую академию им. С.М. Кирова, по окончанию которой Стремоуховой С.Ф. была присвоена квалификация инженера лесного хозяйства (л.д._____). В последующем, согласно диплому №479155 заявительницей был пройден курс профессиональной переподготовки в Читинском государственном университете по программе менеджер (л.д._________).
Из трудовой книжки усматривается, что с 1973 года до момента увольнения – 30.06.2009 в связи с сокращением численности штата работников заявительница осуществляла трудовую деятельность, связанную с лесным хозяйством (л.д.________).
Из содержания заявления следует, что неоднократно принимала участия в конкурсах на замещение вакантных должностей Государственной лесной службы Забайкальского края.
Представленное в материалы дела уведомление от 22.12.2009 свидетельствует о том, что Стремоухова С.Ф. не была выбрана победителем по конкурсу на замещение вакантных должностей и включении в кадровый резерв государственной гражданской службы Гослесслужбы края (л.д.____).
П. 27 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ предусматривает право кандидата на обжалование решения конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 70 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает, что индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров):
1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.
Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.8. вышеуказанной статьи Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)) гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Обращаясь в суд, с заявлением Стремоухова С.Ф., заявила требование об отмене решения комиссии государственной лесной службы, которое было принято по результатам проведенного 17 декабря 2009 года конкурса. Материалами настоящего дела установлено, что уведомление о результатах конкурса заявительницей было получено 4 января 2010 года, действия, направленные на обжалование указанного решения, Стремоуховой С.Ф. были совершены только 4 апреля 2010 года, что подтверждается почтовым штемпелем на почтовой отправлении, следовательно, срок обращения в суд не пропущен.
Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации") в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе и права государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе постановлено утвердить прилагаемое Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно ст.2 указанного Положения конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.
В силу ст.14 указанного Положения при проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с п.п. 16, 17 Положения для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Согласно п.19 данного Положения конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Из представленных в суд документов следует, что конкурсная комиссия создана в соответствии с требованиями законодательства, при проведении конкурса составлялся протокол заседания комиссии, в котором указаны основные моменты, в том числе вопросы к кандидатам и их ответы, результаты тестов, а также итоги голосования (л.д.____). Процедура проведения конкурса соответствовала требованиям закона.
В ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей по ходатайству истицы были допрошены почти все члены конкурсной комиссии Громов Е.П., Тимошенко Л.Н., Золотухин В.М., Подгорбунская Т.А., Сафронов Д.Ю., Пак Л.Н., Горбач А.В., в том числе и независимые эксперты, из пояснений которых следует, что нарушений прав истицы при проведении конкурса допущено не было, ее ответы оценены в соответствии с положениями федерального законодательства о лесной службе. У суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей. Доказательств же обратного показаниям свидетелей суду не представлено.
Доводы истицы об оказании на нее психологического давления не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истицы у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Стремоуховой Светланы Федоровны отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд.
Судья ЦОКТОЕВА О.В.