о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения



Дело № 2-4912-10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

27 октября 2010 г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Потехина Александра Георгиевича к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Потехин А.Г. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению в черте города Читы благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Потехину А.Г. общей площадью не менее 25 кв.м. Решение вступило в законную силу. ДД.ММ.ГГГГ определением Центрального районного суда г. Читы заявление Потехина А.Г. об изменении способа и порядка исполнения решения суда было удовлетворено. Судебной коллегией по гражданским делам указанное определение отменено. Однако на сегодняшний день, решение суда не исполнено, жилое помещение истцу не представлено в связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья. Просил взыскать с Министерства Финансов Забайкальского края за счет средств казны Забайкальского края денежную сумму в размере 800000 рублей.

В судебное заседание истец Потехин А.Г., надлежаще извещенный о дате, времени и месте, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что субвенции городскому округу «Город Чита» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью городскому округу «Город Чита» направлялись в сумме 9509,9 тыс. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 27.09.2010 г. № 377 городскому округу «Город Чита» Министерством финансов Забайкальского края перечислена дополнительная субвенция за счет средств федерального бюджета в сумме 6725,6 тыс. рублей. Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, а следовательно является ненадлежащим ответчиком. Просила суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что законом Забайкальского края от 03.12.2009г. №285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 85 102, 3 тыс. рублей. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истцы имеют право лишь на получение жилого помещения в натуре. Истцом не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда о предоставлении ему жилья. Кроме того, при расчете стоимости 1 кв. метра общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Забайкальскому краю следует руководствоваться Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2010 года № 313 «О стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года». Согласно приложению к данному Приказу норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на второе полугодие 2010 года и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2010 года для Забайкальского края составляет 26 400 руб. Расчетный показатель рыночной стоимости жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления. Постановлением Мэра города Читы от 26 января 2009 года № 4 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» установлен норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, подлежащую применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств городского бюджета на приобретение жилых помещений для всех категорий граждан, в размере 26 400 руб. Следовательно, расчетный показатель рыночной стоимости 1 кв. метра жилого помещения, по состоянию на 22.10.2009 года, в размере 32 000 руб., указанный в заявлении Потехина А.Г. и рассчитанный ООО МП «Правовед» исходя из средней рыночной стоимости благоустроенного жилья на вторичном рынке недвижимости города Читы, не подлежит применению при рассмотрении заявления истца о взыскании денежных средств. Указанный расчетный показатель составлен не уполномоченным лицом и не является подтверждением расходов Администрации городского округа «Город Чита», понесенных при исполнении вступившего в законную силу решения суда. Согласно же данным другого независимого агентства по оценке недвижимости ООО «Судебно-экспертное агентство» средняя рыночная стоимость 1 кв. м. жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по состоянию на 15.10.2010 года по г. Чита составляет 30 000 руб. С учетом вышеизложенного, денежный эквивалент жилого помещения, не предоставленного по решению суда Потехину А.Г. составит - 660 000 руб. (25 кв. м. х 26 400 руб.). Указанная сумма подлежит взысканию с Администрации городского округа «Город Чита». Просила суд в иске к Министерству Финансов Забайкальского края отказать.

Представитель третьего лица администрации городского округа «Город Чита» Безруких А.В. относительно удовлетворения исковых требований не возражала, суду пояснила, что решение суда до настоящего времени не исполнено по причине отсутствия у администрации свободного жилищного фонда и недостаточности финансирования из бюджета края. Решения судов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам исполняются в порядке очереди.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Потехину Александру Георгиевичу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Читы, размером не менее 25 кв.м. Решение суда вступило в законную силу 07 октября 2008 года. То обстоятельство, что до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Потехину А.Г. не предоставлено, в судебном заседании не оспаривалось. Поэтому возложенная на администрацию городского округа «Город Чита» обязан­ность по предоставлению Потехину А.Г. отдельной благоустроенной квартиры, размером не менее 25 кв.м. общей площади, должна быть заменена на взыска­ние с Министерства финансов Забайкальского края за счет средств казны края денежного эквивалента.

В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения Потехину А.Г. жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Потехину А.Г. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и суд исходит из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истцов, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Потехина А.Г. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент квартир.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает, что согласно представленной справке ООО МП «Правовед» средняя рыночная стоимость благоустроенного жилья на вторичном рынке недвижимости г.Читы на 22 октября 2009 года составляет 32 000 рублей за 1 кв.м. Следовательно, в пользу Потехина А.Г. для приобретения жилья подлежит взысканию денежная сумма в размере 800000 руб. (25 x 32000). При этом довод представителя Минфина о том, что расчет стоимости жи­лья должен производиться из расчета 26400 рублей за один метр, суд находит бездоказательным, а ссылки на Постановление Мэра города Читы от 28.01.2009 №4 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» необос­нованными, поскольку установленный названым постановлением норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, подлежит применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств го­родского бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Потехина Александра Георгиевича удовлетворить.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Потехина Александра Георгиевича денежные средства в размере 800 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200