о признании права пользования жилым помещением и заключении договора найма служебного жилого помещения



№2-4965-2010

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 ноября 2010 года город Чита

Центральный районный суд города Читы в составе: председательствующего судьи Иванец С.В., при секретаре судебного заседания Сафроновой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рачкова Алексея Михайловича к администрации Центрального административного района города Читы, администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением и понуждении заключить договор найма служебного жилого помещения,

установил:

Истец обратились в суд с указанным требованием, ссылаясь на следующее:

Рачков А.М. является военнослужащим Министерства обороны РФ, проходит военную службу в в/ч <данные изъяты> и состоял в очереди на получение жилого помещения в государственном учреждении Читинской КЭЧ района. Решением жилищной комиссии войсковой части 55318 от 04.08.2009 ему было выделено жилое помещение по адресу: г. Чита, ул. <адрес>, ранее занимаемое военнослужащим Супруненко А.Л., который в настоящее время выехал на другое постоянное место жительства.

Данное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинская КЭЧ района на праве оперативного управления. Теперь же оно передано в собственность городского округа «Город Чита». Руководство Читинской КЭЧ направило ходатайство в адрес Главы администрации Центрального района г. Читы с просьбой заключить с Рачковым А.М. договор найма служебного жилого помещения. Однако в этом администрация отказала, ссылаясь на то, что данная квартира не значится в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита». Кроме того, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранными на выборные должности в органы местного самоуправления. Военнослужащие же, как федеральные государственные служащие, к данной категории не относятся.

Рачков А.М. просит признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Чита, ул. Красной Звезды, д.16, кв.98, а также обязать администрацию Центрального административного района г. Читы заключить с ними договор найма служебного жилого помещения.

В суде истец Рачков А.М. заявленные требования поддержал по доводам указанным в исковом.

Представитель администрации городского округа «Город Чита», администрации Центрального района города Читы Сильванович И.А. в суде исковые требования не признала, ссылаясь на то, что администрация не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьего лица ГУ Читинская КЭЧ в зал судебного заседания не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.

В суде не оспаривалось то обстоятельство, что истец Рачков А.М. является военнослужащим Министерства обороны РФ, в связи с чем на него распространяет свое действие установленный законодательством особый статус.

Так, ст. 1. ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Как установлено в ходе рассмотрения, Рачков А.М. проходит военную службу по контракту в звании лейтенанта. Также из материалов дела следует, что 04.08.2009 состоялось заседание жилищной комиссии войсковой части 55318, на котором рассматривался вопрос о выделении Рачкову А.М. жилого помещения по адресу: г. Чита, ул. Красной Звезды, д.16, кв.98, освобожденного военнослужащим войсковой части 55318 Супруненко А.Л. По итогам заседания принято решение о распределении Рачкову А.М. указанного жилого помещения как служебного.

При таких обстоятельствах суд находит, что у истца имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо от того, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд.

Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем Определении от 25 декабря 2003 г. N 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

При этом в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцами подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими могут быть заключен только договор найма служебного жилого помещения.

Вместе с тем, несмотря на признание за истцами права пользования, суд находит требование о понуждении администрации Центрального района г. Читы заключить договор найма служебного жилого помещения не подлежащими удовлетворению.

Так, согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают договор найма служебного жилого помещения с Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Администрация Центрального района города Читы таким органом не является. В связи с этим у суда отсутствуют правовые основания возложить на орган местного самоуправления данную обязанность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Рачкова Алексея Михайловича к администрации Центрального административного района города Читы, администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить частично.

Признать за Рачковым Алексеем Михайловичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Чита, <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Судья С.В. Иванец

-32300: transport error - HTTP status code was not 200