Дело № 2-1694-2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2010г. Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
при секретаре Швецовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита» о понуждении произвести установку наружных осветительных установок,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ингодинского района города Читы обратился в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя следующим. Прокуратурой района совместно с ОГИБДД МОБ УВД по г. Чите проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации улично-дорожной сети и организации пешеходных переходов на территории Ингодинского района г. Читы. Проверкой установлено, что на улице Агинский тракт на всем ее протяжении, включая пос. Песчанка, искусственное освещение проезжей части, в том числе в местах, оборудованных пешеходными переходами, полностью отсутствует, поскольку не установлены наружные осветительные установки, что является нарушением требований СНиПа 23-05-95 и ГОСТа Р 50597-93. Освещение имеется лишь на участке дороги на улице Агинский тракт в районе ОАО «Силикатный завод», где оборудован пешеходный переход, который освещен фонарями. Также на улице Кирова от ее начала до пересечения с улицей Ленина отсутствует искусственное освещение проезжей части полностью. Неудовлетворительное состояние освещения дороги отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан (как водителей, так и пешеходов), повреждения их имущества. После неоднократных уточнений, истец просил обязать администрацию городского округа «Город Чита» произвести установку наружных осветительных установок на улице Агинский тракт на всем ее протяжении, включая пос. Песчанка, на ул. Кирова в г. Чите, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Ингодинского района г. Читы Ташлыков А.В. суду пояснил изложенное выше, просил требования удовлетворить.
Директор Муниципального предприятия г. Читы «Горсвет» Криницын В.Н. в судебном заседании требования не признал, суду пояснил, что МП «Горсвет» выполняет работу по установке осветительных установок на основании муниципальных контрактов, является лишь подрядной организацией.
В судебное заседание ответчик администрация городского округа «Город Чита», третье лицо на стороне ответчика – Комитет ЖКХ администрации городского округа «Город Чита», надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, причины неявки суду не сообщили.
Учитывая мнение сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Требованиями ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 5 указанного выше закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществление деятельности по организации дорожного движения (под организацией дорожного движения согласно требованиям ст. 2 Закона следует понимать комплекс организационно- правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах); материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности урегулированы требованиями Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которым, автомобильные дороги могут находиться в том числе в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления должны заниматься разработкой основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Нормы искусственного освещения для улиц, дорог и площадей
общегородского значения с регулярным транспортным движением закреплены требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП 23-05-95) «Естественное и искусственное освещение», принятых постановлением Минстроя России от 02.08.1995 №18-78 и введенных в действие с 01.01.1996 года.
Одной из составляющих надлежащего состояния дорог является
соблюдение допустимых по условиям обеспечения безопасности движения
предельных значений показателей эксплуатационного состояния
автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а
также требований к эксплуатационному состоянию технических средств
организации дорожного движения, установленных Государственным
стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные
дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Как усматривается из представленных материалов дела и не оспаривалось сторонами, в результате проведенной 25.01.2010 года проверки выявлены ряд нарушений требований СНиПа 23-05-95 и ГОСТа Р 50597-93. Так на ул. Агинский тракт отсутствует искусственное освещение проезжей части, в том числе в местах, оборудованных пешеходными переходами. Освещение имеется лишь на участке дороги в районе ОАО «Силикатный завод». На улице Кирова от ее начала до пересечения с улицей Ленина также отсутствует искусственное освещение проезжей части.
Таким образом, неудовлетворительное состояние освещения дороги отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества.
Согласно Уставу городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.09.2004 №168, к вопросам местного значения городского округа «Город Чита» относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 5 п. 1 ст. 5), организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов (пп. 27 п. 1 ст. 5).
На основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.
Таким образом, суд находит, что исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы об обязании администрации городского округа «Город Чита» произвести установку наружных осветительных установок на улице Агинский тракт на всем ее протяжении, включая пос. Песчанка, и на ул. Кирова в г. Чите обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» произвести установку наружных осветительных установок на улице Агинский тракт на всем ее протяжении, включая пос. Песчанка, и на улице Кирова в городе Чите в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.
Председательствующий: Ю.А. Казакевич