о признании недействующим п.4.6 раздела 5 Положения о единой комиссии по распределению детей в дошкольные учреждения



Дело № 2-4501-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2010 г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

при секретаре Страмиловой Я.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по заявлению Заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующей п.4.6 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы», утвержденного приказом председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2010г. №181 и недействующим раздела 4 данного Положения в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным причинам,

У с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с указанным выше исковым заявлением ссылаясь на следующее. Приказом председателя Комитета образования Администрации городского округа «Город Чита» № 181 от 01.01.2010 г. утверждено Положение «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы». При издании данного Положения были нарушены требования законодательства в части нарушения предусмотренных правил ведения нормативного правового акта в действие, в связи с чем, он является недействующим. Кроме того, отдельные нормы Положения не соответствуют федеральному законодательству. Так, п.4.6 Положения определяет порядок распределения мест в дошкольном учреждении при комплектовании, а именно устанавливается лимит зачисления в дошкольное образовательное учреждения детей различных категорий групп населения. Из буквального толкования указанного пункта следует, что в случае превышения лимита зачисления в учреждение для групп, имеющих право внеочередного и первоочередного получения места, ряду граждан в выдаче направления будет отказано, что противоречит действующему законодательству. Кроме того, разделом 5 Положения установлен порядок организации приема детей в дошкольные учреждения, которым не определен порядок доукомплектования высвободившихся по различным причинам мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 установлено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в Уставе. В уставах дошкольных образовательных учреждений города также не указано сколько раз в год происходит комплектование дошкольных образовательных учреждений. По общему правилу, установленному Комитетом образования, комплектование происходит один раз в год, что подтверждается приказом председателя Комитета образования от 27.03.2009 г. № 287 «О проведении мероприятий по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 2009-2010 учебный год». Однако, указанное общее правило не нашло отражение в правовых актах Комитета образования. Приказ № 287 от 27.03.2009 г. распространяет свое действие только на один год. Также, Положением не установлен порядок комплектования учреждения в другое время учебного года. Однако, особый порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения в сравнении с образовательными учреждениями начального, общего, среднего профессионального и высшего образования предусмотрен ст.ст.16,18 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». С. 256 ТК РФ установлено, что отпуск по уходу за ребенком предоставляется до достижения им возраста 3 лет. В дальнейшем, согласно Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет. При анализе указных положений можно сделать вывод о том, что достижение ребенком возраста 1,5 или 3 лет и необходимость выхода родителя на работу возможна тогда, когда комплектование дошкольных учреждений уже завершено или еще не начато. Данные обстоятельство подтверждаются Письмом Министерства образования РФ № 58-М от 07.06.1994 г. «О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения», согласно которому органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей о формах, содержании и методах работы различных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей исходя из имеющихся условий. На оспариваемые пункты Положения был принесен протест, который был рассмотрен председателем Комитета образования и был отклонен. Просил признать недействующим Положение о единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы, утвержденное приказом Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2001 г. № 181 с момента его принятия.

В судебном заседании прокурор Михаэлис Н.В. исковые требования уточнила, просила признать недействующим пункт 4.6. Положения о единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы, утвержденное приказом Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2001 г. № 181 с момента его принятия и недействующим раздел 4 указанного Положения в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным причинам(л.д.______), поддержав заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Кузнецова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что оспариваемое Положение издано в пределах установленных полномочий и не является нормативным правовым актом. Пунктом 4.6 Положения установлено предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения определенным категориям лиц в процентном соотношении. Данная формулировка связана с невозможностью обеспечения всех детей, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях в связи с недостаточностью мест, недопущением нарушения прав лиц, не имеющих льгот на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях и стоящих в очереди. В данном случае учредитель воспользовался правом определения порядка комплектования, установленным пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ 12.09.2008 г. № 666. Комплектование муниципальных образовательных учреждений на новый учебный год связано с общепринятыми правилами, согласно которым учебный год начинается 01 сентября и оканчивается 31 мая, и осуществляется оно в период с мая по июнь в соответствии с мероприятиями по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений, утверждаемыми Комитетом образования ежегодно. В другое время года прием детей в дошкольные образовательные учреждения возможен в случаях доукомлектования высвободившихся по различным причинам мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в пределах установленных нормативов, т.е. исходя из имеющихся условий, а не с учетом статьи 256 ТК РФ. Просила в удовлетворении требований отказать, представив письменный отзыв ( л.д.______).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» № 181 от 01.03.2010 г. было утверждено Положение «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы».

Согласно п.4.6 раздела 4 «Порядок регистрации в «Книге будущих воспитанников» и комплектования ДОУ» установлен в процентном соотношении порядок распределения общего количества мест в дошкольных учреждениях по разным категориям лиц, имеющим льготы на предоставление мест в детских дошкольных учреждениях: - 10% - предоставляется лицам, имеющим право внеочередного получения места; - 25% - предоставляется лицам, имеющим право первоочередного получения места; - 5% - по ходатайствам руководителей учреждений, предприятий, организаций жизнеобеспечения городского округа; - 60% - из списков общей очереди.

Суд полагает, что при данном распределении мест в детских дошкольных учреждениях, нарушаются права лиц, имеющих право на внеочередное и первоочередное получение мест в детских дошкольных учреждениях, установленных федеральными законами: ст.13 Закона №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст.19 Закона №3132-1 от 26.06.92г. «О статусе судей», ст.44 Закона № 2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре», ст. 31 Закона №1026-1 от 18.04.91г. «О милиции», ст.19 Закона №76-ФЗ от 27.05.98г. «О статусе военнослужащих», ст.25 Закона №195-ФЗ от 10.12.95г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

В определении №85-В08-3 от 30.09.08г. Верховный суд РФ указал, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), т.е. дал определение понятию «внеочереди».

Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих в очереди, и времени принятия их на учет.

Предоставление мест в ДОУ вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

На основании изложенного, суд считает, что данный пункт 4.6. Положения противоречит действующему законодательству и должен быть признан недействующим с момента его принятия.

Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей.

п.2 ч. 1 ст.29 Закона РФ №3266-1 от 10.07.92г. «Об образовании» относит к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов организацию предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В комментируемой статье закладывается основа правового положения образовательных учреждений, определяется их компетенция и устанавливается ответственность.

В п.1 ст.32 вышеназванного Закона закреплен принцип самостоятельности образовательного учреждения при осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность образовательного учреждения в указанных областях ограничивается положениями комментируемого Закона, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа, а также уставом данного образовательного учреждения, в первую очередь связанными с установлением компетенции и ответственности образовательного учреждения.

п.14 названной статьи указывает на самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом самим образовательным учреждением.

Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в ст. 31 устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений и т.д., следовательно, к полномочиям Комитета образования города относится и издание нормативных актов в области образования.

Разделом 4 Положения о единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения определен порядок регистрации в «Книге будущих воспитанников» и комплектования ДОУ, однако не предусмотрен порядок доукомплектования и комплектования дошкольного образовательного учреждения в другое время учебного года, поскольку места высвобождаются в разное время года и по различным причинам. В этом случае, места в детских учреждениях остаются вакантными до сентября месяца, поскольку исходя из смысла п.5.5 данного положения, руководитель ДОУ издает приказ о зачислении детей по состоянию на 1 сентября каждого года.

Суд считает, что в данном случае нарушаются права детей по предоставлению им мест в дошкольных учреждениях в другое время при достижении возраста 3-х лет (до момента нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ст.256 ТК РФ).

Следовательно, раздел 4 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы» в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным причинам, противоречит действующему законодательству(трудовому) в данной части.

А также, суд приходит к выводу, что данное Положение противоречит п.14 Закона РФ №3266-1 от 10.07.92г. «Об образовании» о самостоятельности ДОУ в решении вопроса о формировании контингента воспитанников, т.е. при освобождении мест в детских учреждениях, руководитель ДОУ имеет право самостоятельно решить вопрос о доукомплектовании детского учреждения в любое время учебного года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ

Р е ш и л :

Заявление заместителя прокурора Забайкальского края о признании недействующим п.4.6 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы», утвержденного приказом председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2010г. №181 и недействующим раздела 4 данного Положения в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным причинам удовлетворить.

Признать противоречащим законодательству п.4.6 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы», утвержденного приказом председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2010г. №181, и признать его недействующим с момента принятия.

Признать противоречащим законодательству раздела 4 Положения «О единой комиссии по распределению детей в дошкольные образовательные учреждения города Читы», утвержденного приказом председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 01.03.2010г. №181 в части отсутствия порядка доукомплектования и комплектования муниципальных детских дошкольных образовательных учреждений в другое время учебного года, высвободившихся мест по различным причинам, и признать его недействующим с момента принятия.

Решение может обжаловано в течение десяти дней в Читинский областной суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Т.А. Калашникова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200