Дело № 2-5512-10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«08» декабря 2010 г.
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Малкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению выявленных нарушений законодательства на железнодорожной станции Могзон Забайкальской железной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Читинский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проверки железнодорожной станции Могзон выявлены нарушения законодательства: в нарушение п. 5.3 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ № ЦРБ-756, утвержденных МПС 26.05.2000г., расстояние от оси первого железнодорожного пути до перрона составляет по всей длине 1710 мм, возле пешеходного настила через первый путь составляет 1660 мм, при допустимом максимальном значении 1775 мм (при нормативе 1745 мм), расстояние от оси второго железнодорожного пути до посадочной островной пассажирской платформы составляет по всей длине 1710 мм, при допустимом минимальном значении 1720 мм (при нормативе 1745 мм), в нарушение п. 3.6.3 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 уровень искусственного освещения на поверхности платформы составляет от 2 до 4 лк, при нормативе не менее 5 лк.
Просит суд признать незаконным бездействие Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства железнодорожной станции Могзон, обязать Забайкальскую железную дорогу – филиал ОАО «РЖД» устранить выявленные нарушения законодательства: привести расстояние от оси первого железнодорожного пути до перрона по всей длине в соответствии с требованиями п. 5.3 Правил технической эксплуатации железных дорог до норматива 1745 мм, привести расстояние от оси второго железнодорожного пути до посадочной островной пассажирской платформы по всей длине до норматива 1745 мм, привести уровень освещенности пассажирской платформы до норматива 5 лк.
В судебном заседании помощник Читинского транспортного прокурора Плахотнюк Н.М. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, уточнив, что просит обязать ответчика устранить нарушения и произвести указанные работы в течение двух месяцев.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» Федотова Н.Ю., действующая на основании доверенности, факт несоответствия действующему законодательству размера посадочной платформы, недостаточности уровня освещенности не оспаривала, вместе с тем полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что в настоящее время руководством дирекции разрабатывается план приведения пассажирских посадочных платформ пригородного движения Забайкальской железной дороги в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог РФ до начала летних пассажирских перевозок сезона 2011 года. Для проведения работ необходимо составление проекта, выделение финансирования, что возможно только в следующем финансовом году.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажиры, пользующиеся услугами по перевозкам, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Статья 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» устанавливает, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа.
В силу положения п. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в частности, исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. При этом безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта обеспечивают владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции (п. 2 ст. 20 указанного закона).
Статьей 15 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
При этом п. 5.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС РФ 26.05.2000г. № ЦРБ-756, устанавливает, что пассажирские и грузовые платформы, расположенные на линиях со смешанным движением пассажирских и грузовых поездов, должны в прямых участках соответствовать, в частности, норме 1745 мм - от оси пути для низких платформ.
В силу п. 3.6.3 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003г. № 12, уровень искусственного освещения на поверхности пассажирских платформ должен быть не менее 5 лк. Согласно п. 2.1 указанные санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, подтверждается материалами дела, что в нарушение указанных норм на железнодорожной станции Могзон расстояние от оси первого железнодорожного пути до перрона составляет по всей длине 1710 мм, возле пешеходного настила через первый путь – 1660 мм, расстояние от оси второго железнодорожного пути до посадочной островной пассажирской платформы составляет по всей длине 1710 мм., уровень искусственного освещения на поверхности пассажирской платформы составляет от 2 до 4 лк. Данные факты в ходе судебного заседания представителем ответчика не оспаривались.
Указанная пассажирская посадочная платформа принадлежит на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2004г., и не оспаривалось представителем ответчика.
Согласно п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 56 ГК РФ юридические лица самостоятельно отвечают по своим обязательствам. В связи с чем обязанность по устранению выявленных нарушений может быть возложена только на юридическое лицо, в данном случае ОАО «Российские железные дороги», а не на его филиал.
На основании изложенного, именно на ОАО «Российские железные дороги» как на перевозчике и собственнике имущества лежит установленная законом обязанность по оказанию услуг надлежащего качества, услуг, безопасных для жизни, здоровья потребителя, как и обязанность по выполнению требований, предъявленных к техническому состоянию путей общего пользования и расположенных на них сооружений и устройств.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер работ и необходимость проектирования, финансирования, выполнения строительных работ, что требует значительных временных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения решения в части требований по приведению в соответствие с нормативом уровня освещенности пассажирской платформы до 01 апреля 2011 года, в части требований по приведению в соответствие с нормативом расстояний от осей железнодорожного пути до перрона и посадочной островной пассажирской платформы - до 01 ноября 2011 года.
Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства железнодорожной станции Могзон Забайкальской железной дороги незаконным.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» привести в срок до 01 ноября 2011 года в соответствии с требованиями установленныит п. 5.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации № ЦРБ-756, утвержденных 26.05.2000 года, пассажирскую платформу станции Могзон Забайкальской железной дороги, приведя расстояние от оси первого железнодорожного пути до перрона по всей длине, а также расстояние от оси второго железнодорожного пути до посадочной островной пассажирской платформы по всей длине до установленных нормативов, а также в срок до 01 апреля 2011 года привести уровень освещенности пассажирской платформы станции Могзон Забайкальской железной дороги до нормативов установленных п. 3.6.3 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003г. № 12- 5 лк. В удовлетворении остальной части требований Читинскому транспортному прокурору отказать.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в местный бюджет в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья В. Н. Новиков