о понуждении к устранению нарушений ст. 80 ФЗ `Устав железнодорожного транспорта в РФ`, п. 5.1, 5.3 Правил технической эксплуатации железных дорог



Дело № 2-5511-10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«08» декабря 2010 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению выявленных нарушений законодательства на остановочном пункте «Туринская» Забайкальской железной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Читинский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проверки остановочного пункта «Туринская» выявлены нарушения законодательства: в нарушение п. 5.3 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ № ЦРБ-756, утвержденных МПС 26.05.2000г., расстояние от оси первого железнодорожного нечетного пути до новой пассажирской платформы составляет 1920 мм, при допустимом максимальном значении 1775 мм (при норме 1745 мм), в нарушение ст. 80 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в РФ», п. 5.1 Правил технической эксплуатации железнодорожных дорог РФ остановочный пункт не оборудован навесом. Полагает, что указанные нарушения законодательства могут привести к нарушению прав потребителей транспортных услуг, в том числе причинению вреда жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Просит суд признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства остановочного пункта «Туринская», обязать Забайкальскую железную дорогу – филиал ОАО «РЖД» устранить выявленные нарушения законодательства: оборудовать остановочный пункт «Туринская» навесом или павильоном, привести расстояние от оси первого железнодорожного нечетного пути до новой пассажирской платформы в соответствии с п. 5.3 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, до норматива 1745 мм.

В судебном заседании помощник Читинского транспортного прокурора Плахотнюк Н.М. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, уточнив, что просит обязать ответчика- О произвести работы по приведению в соответствие с нормативом расстояния от оси первого железнодорожного нечетного пути до новой пассажирской платформы в течение двух месяцев, а работы по оборудованию остановочного пункта навесом или павильоном в срок до конца первого квартала 2011 года.

Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» Федотова Н.Ю., действующая на основании доверенности, факт несоответствия действующему законодательству размера посадочной платформы, отсутствия навеса или павильона не оспаривала, вместе с тем полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что в настоящее время руководством дирекции разрабатывается план приведения пассажирских посадочных платформ пригородного движения Забайкальской железной дороги в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог РФ до начала летних пассажирских перевозок сезона 2011 года. Для проведения работ необходимо составление проекта, выделение финансирования, что возможно только в следующем финансовом году. Также суду пояснила, что исходя из того, что ежесуточно в пригородном сообщении со станции «Туринская» отправляется в среднем 3 пассажира, оборудование данного остановочного пункта навесом или павильоном не целесообразно. Кроме того, согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним, водным, воздушным транспортом (пригородное муниципальное сообщение) отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем оборудование остановочного пункта возможно только при участии органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажиры, пользующиеся услугами по перевозкам, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Статья 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» устанавливает, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

В силу положения п. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в частности, исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. При этом безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта обеспечивают владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции (п. 2 ст. 20 указанного закона).

Статьей 15 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

При этом п. 5.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС РФ 26.05.2000г. № ЦРБ-756, устанавливает, что пассажирские и грузовые платформы, расположенные на линиях со смешанным движением пассажирских и грузовых поездов, должны в прямых участках соответствовать, в частности, норме 1745 мм - от оси пути для низких платформ. А п. 5.1 данных правил устанавливает, что пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами, что также закреплено ст. 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В ходе судебного заседания судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение указанных норм на остановочном пункте «Туринская» Забайкальской железной дороги расстояние от оси первого железнодорожного нечетного пути до новой пассажирской платформы составляет 1920мм, кроме того, остановочный пункт навесом не оборудован. Данный факт в ходе судебного заседания представителем ответчика не оспаривался.

Указанная пассажирская посадочная платформа принадлежит на праве собственности ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2004г., и не оспаривалось представителем ответчика.

Согласно п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 56 ГК РФ юридические лица самостоятельно отвечают по своим обязательствам. В связи с чем обязанность по устранению выявленных нарушений может быть возложена только на юридическое лицо, в данном случае ОАО «Российские железные дороги», а не на его филиал.

На основании изложенного, именно на ОАО «Российские железные дороги» как на перевозчике и собственнике имущества лежит установленная законом обязанность по оказанию услуг надлежащего качества, услуг, безопасных для жизни, здоровья потребителя, как и обязанность по выполнению требований, предъявленных к техническому состоянию путей общего пользования и расположенных на них сооружений и устройств.

Довод ответчика о нецелесообразности установки павильона или навеса на остановочном пункте «Туринская» суд находит несостоятельным, поскольку оборудование пассажирских платформ навесом или павильоном не ставится в зависимостью от количества пассажиров, отправляющихся с данной платформы. Также несостоятельны ссылки ответчика на ст. 26 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», так как обязанность по содержанию имущества и обеспечению населения услугами надлежащего качества при железнодорожных перевозках возложена законом именно на ответчика.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер работ и необходимость определенных денежных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения решения до 01 ноября 2011 года.

Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства остановочного пункта «Туринская» Забайкальской железной дороги незаконным.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в срок до 01 ноября 2011 года привести пассажирскую платформу станции Туринская Забайкальской железной дороги в соответствии с требованиями установленныит п. 5.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации № ЦРБ-756, утвержденных 26.05.2000 года, приведя расстояние от оси первого железнодорожного нечетного пути остановочного пункта «Туринская» Забайкальской железной дороги до новой пассажирской платформы до установленных нормативов, а также оборудовать остановочный пункт «Туринская» Забайкальской железной дороги навесом или павильоном.

В удовлетворении остальной части требований Читинскому транспортному прокурору отказать.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в местный бюджет в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200