Дело № 2-5272-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,
при секретаре судебного заседания Панковой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах Гарифулиной Зои Сунгатуловны к Правительству Забайкальского края, Министерству Финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Черновского района города Читы обратился в суд в интересах Гарифулиной З.С. с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Центрального районного суда города Читы от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены его исковые требования к администрации городского округа «Город Чита» о предоставлении Гарифулиной З.С. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной однокомнатной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м. Решение вступило в законную силу, исполнительный лист предъявлен к исполнению. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, администрация городского округа «Город Чита» ссылается на отсутствие денежных средств и отсутствие свободных квартир в жилом фонде. В связи с тем, что отсутствие денежных средств не должно являться причиной нарушения прав Гарифулиной З.С. на обеспечение жильем во внеочередном порядке, просит суд взыскать с Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края стоимость однокомнатной благоустроенной квартиры в размере 1 012 500 руб.
В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора района Попова Г.В. поддержала заявленные требования, суду пояснив обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Истец Гарифулина З.С. исковые требования также полностью поддержала, пояснив, что решение суда не исполнено, жилья она не имеет, на данный момент проживает у знакомых, номер очереди на получение жилья позволяет судить о том, что решение еще долгое время не будет исполнено.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), иск не признали по доводам, изложенным в отзыве и возражении на иск, суду пояснив, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация городского округа «Город Чита», субвенции на приобретение жилья перечислены в полном объеме. (л.д._______).
Представитель администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и представив отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования она не признает по доводам, изложенным в отзыве (л.д._______).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в суде, усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Читы от 25.11.2008 удовлетворены исковые требования прокурора Черновского района города Читы в интересах Гарифулиной З.С. Суд обязал администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Гарифулиной З.С. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, размером не менее 25 кв.м.
Центральным районным судом г. Читы выдан исполнительный лист, на основании которого Центральным районным отделом Управления Федеральной Службы судебных приставов по Читинской области возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени, то есть по истечении 2 лет, решение суда не исполнено, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Определением Центрального районного суда г.Читы от 28.01.2010 судебному приставу-исполнителю отказано в отсрочке исполнения решения суда (л.д.______).
При таких обстоятельствах суд полагает требование прокурора Черновского района города Читы в интересах Гарифулиной З.С. о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края и Правительства Забайкальского края денежных средств за счет средств казны Забайкальского края денежного эквивалента стоимости однокомнатной благоустроенной квартиры площадью не менее 25 кв.м. обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В силу статьи 5 названного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретение и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.
Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).
В силу статьи 5 этого Закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.
Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения Центрального районного суда города Читы от 25.11.2008 из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» фактически выделялись денежные средства в достаточном объеме для приобретения жилых помещений, в том числе и Гарифулиной, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено. В связи с этим оснований для отказа в удовлетворении требований не имеется, поскольку обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения истцу без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает, что согласно представленной справке ООО «МП Правовед» средняя рыночная стоимость 1 кв.м. благоустроенного жилья на вторичном рынке города Читы составляет 40500 рублей. Следовательно, в пользу Гарифулиной З.С. для приобретения квартиры подлежит взысканию денежная сумма в размере 1012500 рублей.
Доводы представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что средняя рыночная стоимость 1 кв.метра жилого помещения по г.Чите составляет 30000 рублей, согласно представленной справке ООО «Судебно-экспертное агентство» суд находит несостоятельными, поскольку на рынке недвижимости не имеется благоустроенных жилых помещений установленной стоимостью. Справка, представленная истцом, отражает стоимость именно благоустроенного жилья, которое и должно быть предоставлено по решению суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Черновского района г.Читы о взыскании с Министерства финансов Забайкальского края в пользу Гарифулиной Зои Сунгатуловны денежных средств для приобретения жилого помещения удовлетворить.
Во исполнение решения Центрального районного суда г.Читы от 25 ноября 2008 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Гарифулиной Зои Сунгатуловны 1012 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.
Судья Б.В.Доржиева