о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма



ДЕЛО № 2-5870-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2010 года г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.

При секретаре ВОЛОШИНОЙ А.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкина Юрия Анатольевича, Галкиной Екатерины Вячеславовны к Администрации Центрального района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещении, об обязании заключить договор найма служебного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным требованием, ссылаясь на то, что Галкин Ю.А. является военнослужащим, проходит военную службу в военной прокуратуре Читинского гарнизона. Состоит на очереди на получение жилого помещения в ФГУ «2-я Читинская КЭЧ района». Решением № 5 жилищной комиссии военной прокуратуры Читинского гарнизона от 01.11.2010 Галкину Ю.А. было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, ул. Е. Гаюсана, № кв. №. Ранее это жилое помещение занимал военнослужащий военной прокуратуры Читинского гарнизона, который выехал из спорной квартиры.

Ранее указанное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинская КЭЧ района на праве оперативного управления. В настоящее время оно передано в собственность городского округа «Город Чита». ГУ Читинская КЭЧ района в настоящее время расформировывается, в связи с чем ее функции переданы в ФГУ «2-я Читинская КЭЧ района МО РФ. Руководство ФГУ «2-я Читинская КЭЧ района МО РФ» направило ходатайство в адрес Главы администрации Центрального района г. Читы с просьбой заключить с Галкиным Ю.А. договор найма служебного жилого помещения. Однако в этом администрация отказала, ссылаясь на то, что администрации административных районов городского округа «Город Чита» не наделены полномочиями на заключение договоров найма специализированных жилых помещение с военнослужащими.

Истцы находят такую позицию незаконной и нарушающей права и гарантии, предоставленные Галкину Ю.А., как военнослужащему. Одной из таких гарантий является право военнослужащих и членов их семей занять жилое помещение, освободившееся в связи с выездом ранее занимавшего его военнослужащего и членов его семьи, предусмотренное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащего». При этом, по мнению истцов, данное право не находится в зависимости от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просят признать за Галкиным Ю.А. и членами его семьи – женой Галкиной Е.В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Чита, ул. Е. Гаюсана, д.№ а, кв. №, а также обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ним и членом его семьи договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Е. Гаюсана, №, кв. №.

Истцы в суд не явились, направили в суд своего представителя. Представитель ФГУ «2-я Читинская КЭЧ района МО РФ» в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие данных лиц.

Представитель истцов в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Центрального района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» иск не признал, просил суд в иске отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено и сторонами не оспорено, что Галкин Ю.А. является военнослужащим в органах военной прокуратуры РФ, в связи с чем на него и членов его семьи распространяет свое действие установленный законодательством особый статус.

Так, ст. 1. ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Согласно ст. 2 указанного закона такой особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе, относятся супруг и несовершеннолетние дети.

Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Как установлено в ходе рассмотрения, Галкин Ю.А. проходит военную службу в органах военной прокуратуры по контракту с 05.11.2004 (л.д.___). В состав его семьи входит супруга Галкина Е.В. (л.д.___).

Материалами дела установлено, что 01 ноября 2010 года (л.д.___) состоялось заседание жилищной комиссии военной прокуратуры Читинского гарнизона, на котором рассматривался вопрос о предоставлении Галкину Ю.А. и его семье в составе 2 человек. По итогам рассмотрения данного вопроса комиссия приняла решение выделить Галкину Ю.А.и его семье служебную двухкомнатную квартиру №№ по адресу: г. Чита, ул. Гаюсана, №

Материалами дела установлено, что ранее указанную квартиру занимал военнослужащий военной прокуратуры.

При таких обстоятельствах суд находит, что у истцов имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо оттого, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд.

Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем Определении от 25 декабря 2003 г. N 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

При этом в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцами подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими может быть заключен только договор найма служебного жилого помещения. Обязанность по заключению с истцами договора найма служебного помещения должна быть возложена на Администрацию Центрального района ГО «Город Чита» в силу распоряжения Мэра г. Чита.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Галкина Юрия Анатольевича, Галкиной Екатерины Вячеславовны к Администрации Центрального района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещении, об обязании заключить договор найма служебного жилого помещения удовлетворить.

Признать за Галкиным Юрием Анатольевичем, Галкиной Екатериной Вячеславовной право пользования жилым помещением по адресу: г. Чита, ул. Е. Гаюсана, д.№, кв. №.

Обязать Администрацию Центрального района ГО «Город Чита» заключить с Галкиным Юрием Анатольевичем, Галкиной Екатериной Вячеславовной договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Е. Гаюсана, д.№ кв№

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд.

Судья ЦОКТОЕВА О.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200