о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма



Дело № 2-5843-10г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2010 года Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

при секретаре Страмиловой Я.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Варича Владимира Борисовича к Администрации Центрального административного района Городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, заключении договора найма служебного жилого помещения,

У с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Варич В.Б. является военнослужащим, проходит военную службу по контракту. Решением жилищной комиссии аппарата пограничного управления ФСБ РФ по Республике Бурятия и Забайкальскому краю, в которой он проходит службу, от 23.01.2009 года истцу было выделено жилое помещение по адресу: <адрес>. Истцу Администрацией Центрального административного района Городского округа «Город Чита» было отказано в заключении договора найма специализированного жилого помещения по месту жительства по вышеуказанному адресу. Просит признать за ними право пользования квартирой № в <адрес> в <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения.

Истец в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом была извещена о месте и времени рассмотрения дела, подал заявление(л.д.____) и просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя Баранова М.В., который в судебном заседании, действуя на основании доверенности, исковые требования уточнил и просил обязать Администрацию Центрального административного района Городского округа «Город Чита» заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения(л.д._____), поддержав заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика - Администрации городского округа «Город Чита» и Администрация Центрального административного района Городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, представив письменный отзыв, просила в удовлетворении исковых требований отказать( л.д.___).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, и сторонами не оспаривается, что Варич В.Б. являются военнослужащими(л.д._____).

Решением жилищной комиссии аппарата пограничного управления ФСБ РФ по Республике Бурятия и Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № служебная <адрес> в <адрес> освобожденная военнослужащим ФИО9 распределена полковнику Варичу В.Б. (л.д.___).

На обращение к главе администрации Центрального административного района г.Читы заместителя начальника Пограничного Управления ФСБ ФИО10, 07 июня 2010г. было отказано в заключении договора найма служебного помещения с Варичем В.Б.(л.д._____).

Предоставленное истцу жилое помещение ранее также занимал военнослужащий, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.

Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий заключивший первый контракт после 1 января 1998 года на весь период службы обеспечивается служебным жилым помещением.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Положения данной нормы конкретизируются в абз. 3 п. 34 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", утвержденной приказом Министра Обороны РФ № 80 от 15.02.2000г., из которого следует, что жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу.

Военная служба по смыслу статьей 59 и 71 (пункт «т») Конституции РФ представляет собой особый вид федеральной, государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

В развитие названных конституционных положений Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения и договора найма служебного жилого помещения.

Определением Конституционного Суда Российском Федерации от 25 декабря 2003 г. №453-О установлено что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.

Аналогичную позицию по данному вопросу высказал Верховный суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007г. утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 1 августа 2007 года (вопрос № 7).

Фактически, по данному делу установлено, что орган местного самоуправления, уклонился от решения вопроса об установлении порядка распределения жилья, освобождаемого военнослужащими.

Такая позиция ответчика, по мнению суда, не соответствует закону, влечет за собой нарушение прав граждан, проходящих военную службу по контракту.

На основании изложенного, учитывая, что спорное жилое помещение распределено Варичу В.Б. с соблюдением установленного порядка, не нарушает ничьих прав, суд приходит к выводу о том, что за истцом должно быть признано право пользования спорным жилым помещением.

Также подлежат удовлетворению требования истца в части возложения на администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» обязанности по заключению с ним договора найма служебного жилого помещения, так как в силу вышеназванных законов предоставление квартиры истцу на иных условиях невозможно, а установление статуса служебной у спорной квартиры входит в полномочия ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Варича Владимира Борисовича к Администрации Центрального административного района Городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, заключении договора найма служебного жилого помещения удовлетворить.

Признать за Варичем Владимиром Борисовичем право пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с Варичем Владимиром Борисовичем договор найма служебного жилого помещение по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья: Т.А. Калашникова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200