Дело № 2-5353-10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«15» декабря 2010 г.
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Малкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Беспалова Ивана Сергеевича к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Беспалов И.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 18 марта 2009 года исковые требования Беспалова И.С. удовлетворены, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Беспалову И.С. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Чита, отвечающей санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м. с учетом несовершеннолетнего ребенка ФИО3 Решение вступило в законную силу. До настоящего времени в связи с отсутствием у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья, решение суда не исполнено, жилое помещение истцу не предоставлено, он вынужден проживать в общежитии, его жилищные права продолжают нарушаться. Просит суд взыскать с Правительства Забайкальского края денежные средства на приобретение жилого помещения в размере 896000 рублей. Обязать Министерство финансов Забайкальского края осуществить финансирование выплаты денежных средств в размере 896000 рублей.
Впоследствии истец требования уточнил, просил суд взыскать с ответчиков денежные средства на приобретение жилого помещения в размере 1134000 рублей, исходя из стоимости одного квадратного метра жилья 40500 рублей.
Представитель третьего лица администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также отзыв, в котором она указала на то, что относительно удовлетворения заявленных требований администрация городского округа «Город Чита» не возражает, поскольку численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 1940 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица администрации городского округа «Город Чита».
В судебном заседании истец Беспалов И.С., его представитель Харин А.И. заявленные требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснил, что законом Забайкальского края от 03.12.2009г. №285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 85 102, 3 тыс. рублей. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истец имеет право лишь на получение жилого помещения в натуре. Кроме того, городскому округу «Город Чита» выделяются достаточные субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в 2010 году муниципальному образования на указанные цели из бюджета Забайкальского края перечислено 02.03.2010г. 2000000 руб., 08.04.2010г. – 5497 900 руб., 18.06.2010г. - 2012000 руб., 01.10.2010г. – 6725675 руб., 30.11.2010г. – 8575225 руб., что подтверждается платежными поручениями. Истцом не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда о предоставлении ему жилья. Более того, стоимость одного квадратного метра жилья истцом завышена. Полагала, что Министерство финансов Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, и просила суд в иске к нему отказать.
Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что субвенции городскому округу «Город Чита» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью городскому округу «Город Чита» направлялись. Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, и, следовательно, является ненадлежащим ответчиком. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 18 марта 2009 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Беспалову Ивану Сергеевичу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в черте города Читы жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 28 кв.м. с учетом несовершеннолетнего ребенка ФИО3 Решение суда вступило в законную силу 08 апреля 2009 года. То обстоятельство, что до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Беспалову И.С. не предоставлено в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.
Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно истцу жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Беспалову И.С. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и, исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истца, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Беспалов И.С. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент жилого помещения.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает, что согласно представленной справке ООО МП «Правовед» рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения на вторичном рынке г.Читы по состоянию на 16.11.2010г. составляет 40500 рублей, а согласно представленной представителем Министерства финансов Забайкальского края справке ООО «Судебно-экспертное агентство» стоимость 1 кв. м. жилого помещения по г.Чите составляет 30000 рублей, учитывая существенную разницу при определении стоимости жилых помещений, в целях исполнимости судебного решения, суд считает возможным применить в данном случае среднюю из указанных выше, рыночную стоимость 1 кв.м. жилого помещения в г. Чите, которая составляет 35250 руб. ((40500+30000)/2). Следовательно, в пользу Беспалова И.С. для приобретения жилья подлежит взысканию сумма в размере 987000 руб. (28х35250). При этом довод представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что расчет стоимости жилья должен производиться из расчета 26400 рублей за один кв. метр, суд находит несостоятельным, а ссылки на постановление Мэра города Читы от 26.01.2009 №4 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» необоснованными, поскольку установленный названым постановлением норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, подлежит применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств городского бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Беспалова Ивана Сергеевича удовлетворить частично.
Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 18 марта 2009 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Беспалова Ивана Сергеевича денежные средства в размере 987000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Беспалова Ивана Сергеевича отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья В. Н. Новиков