Дело № 2-922-10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«15» декабря 2010 г.
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Малкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Дутовой Анны Александровны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Дутова А.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Дутова А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее родители были лишены родительских прав, в период с 30.07.1997г. она находилась под опекой ФИО12 которые 08.07.2004г. были освобождены от обязанностей опекунов, с 01.09.2004г. по 25.06.2007г. проходила обучение в Профессиональном лицее № 15 п. Первомайский Шилкинского района. С 20.10.2008г. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. До настоящего времени жильем она не обеспечена. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить ей и ее ребенку в черте города Читы благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 28 кв.м.
Впоследствии судом по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Правительство Забайкальского края, министерство финансов Забайкальского края.
В судебном заседании истец Дутова А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным.
Представитель администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопросы обеспечения указанных лиц жилыми помещениями относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009г. администрации городского округа «Город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью. Вместе с тем, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления указанных государственных полномочий должно осуществляться за счет предоставляемых субвенций из бюджета Забайкальского края. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 1940 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. Полагала, что органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения в случае, если осуществление переданных полномочий не обеспечено необходимыми денежными средствами. Просила суд в иске к администрации городского округа «Город Чита» отказать.
Представитель Правительства Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделены в полном объеме. Просил в иске к Правительству Забайкальского края отказать.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что законом Забайкальского края от 03.12.2009г. №285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 85102,3 тыс. рублей. Предоставление жилья детям-сиротам относится к компетенции органов местного самоуправления. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.
Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Судом установлено, что Дутова Анна Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей. Её родители ФИО3, ФИО4 решением Читинского районного суда от 04 июля 1996 года были лишены родительских прав. Над Дутовой А.А. ФИО6 и ФИО10 была учреждена опека, однако постановлением Главы администрации Центрального административного района г. Читы от 08.07.2004г. попечители были освобождены от исполнения своих обязанностей. В связи с чем Дутова А.А. была устроена в муниципальный детский дом с. Маккавеево и находилась на полном государственном обеспечении, после чего проходила обучение в Профессиональном лицее №15 п. Первомайский Шиилкинского района Читинской области.
Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Дутова А.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с 20.10.2008г., ее учетный номер №. Вместе с тем решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа «Город Чита» от 18.01.2010г., утвержденным распоряжением Мэра г. Читы от 20.01.2010г. Дутова А.А. была снята с учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако решением Центрального районного суда г.Читы 13 июля 2010 года указанные решение общественной комиссии и распоряжение Мэра г. Читы были отменены и Дутова А.А. восстановлена в учетном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. Данное решение суда вступило в законную силу 06 октября 2010 года. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.
Требования Дутовой А.А. в части увеличения площади предоставляемого жилья до 28 кв.м. с учетом совместно проживающего несовершеннолетнего ребенка, суд находит не подлежащими удовлетворению, так как истцу предоставление внеочередного жилья основано на его статусе ребенка сироты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дутовой Анны Александровны удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Дутовой Анне Александровне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам, в остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья В. Н. Новиков