Дело №2-857-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2011 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Новикова В. Н.,
при секретаре судебного заседания Малкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с установленными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанными исками, обосновав их следующим:
Прокуратурой была проведена проверка исполнения санитарно-ветеринарного законодательства при эксплуатации скотомогильников расположенных на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в ходе которого установлено следующее.
Вблизи сельских поселений расположенных в Краснокаменском районе Забайкальского края- «Ковылинское», «Капцегайтуйское», Кайластуйское», «Богдановское», « Целининское», «Соктуй-Милозанское», »Маргуцекское» расположены скотомогильники. Вблизи сельского поседения «Юбилейненское», неподалеку от села Юбилейный, а также села Куйтун, расположены два скотомогильника. Также два скотомогильника расположены в сельском поселении «Среднеаргунское», один неподалеку от села Среднеаргунск, другой села Брусиловка. В указанных скотомогильниках производится захоронение биологических отходов. Все указанные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам. По данному факту был составлен акт от 19.10.2010 года.
Несоблюдение требований к устройству и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям) может привести к возникновению эпидемии, эпизоотии, что может повлечь нарушение права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Действующим законодательством осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Полагая что вопросы создания скотомогильников ( биотермических ям) законом возлагаются на собственников указанного имущества, каковым может являться субъект Российской Федерации, а обязанность по оборудованию скотомогильников на территории указанных выше сельских поселений возлагается на Правительство Забайкальского края, Министерство Финансов Забайкальского края, прокурором заявлены исковые требования об обязании Правительства Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края оборудовать скотомогильники в указанных выше сельских поселениях в соответствии с установленными требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации биологических отходов, указав конкретные виды работ.
Дела по искам прокурора судом объедены в одно производство.
В судебное заседание прокурор извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Дело рассмотрено в отсутствие прокурора по заявленным требованиям.
Представитель ответчика – Правительства Забайкальского края Лобанов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные пояснения.
Представитель ответчика – Правительства Забайкальского края Снежевский П.В., консультант – юрист Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, в судебном заседании исковые требования также не признал, представил письменный отзыв.
Представитель ответчика- Министерства Финансов Першина Н.В. исковые требования не признала.
Третьи лица - сельские поселения «Капцегатуйское», «Юбилейнинское», «Ковылинское» просили рассматривать дело в отсутствие их представителей, остальные сельские поседения, извещенные надлежащим образом своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили.
Заслушав пояснения представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Учитывая, что прокурор в судебное заседание не явился, каких либо доказательств, помимо приложенных к исковому заявлению не представил, суд рассматривает дело в пределах требований заявленных прокурором исходя из следующего.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Под предупреждением чрезвычайных ситуаций подразумевает комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и ее субъекты, осуществление мер по санитано-эпидемиологическому благополучию населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ для осуществления данных полномочий в собственности субъекта могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Вопросы регулирования отношений в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, также урегулированы ветеринарным законодательством, в том числе Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-72/469 Согласно пункту 5.1 указанных Правил к полномочиям органов местной администрации отнесены выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы, по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, в ведении которой находятся эти объекты. Вопросы соответствия указанного пункта действующему законодательству являлись предметом рассмотрения Верховным судом Российской Федерации (Решение ВС РФ от 11.04.2006 года № ГКИО6-139, Определение от 13.06.2006 года № КАС06-193). Указанный пункт Правил признан соответствующим действующему законодательству.
Как установлено из представленного прокурором ответа на требование, подписанного начальником КГУ Краснокаменская СББЖ» в период с 12 по 18 октября 2010 года было проведено обследование мест сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, находящихся на территории Краснокаменского района на соответствие санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, о чем был составлен соответствующий акт. Из акта от 19.10.2010 года, также представленного прокурором, установлено, что на территории сельских поселений, указанных в акте имеются скотомогильники, не соответствующие ветеринарно-санитарным правилам. В основном они представляют собой неогороженные участки местности, внутри которых имеются земляные траншеи( ямы) различных размеров. Скотомогильник (яма Беккари) расположенная на полигоне городского поселения «Краснокаменск» соответствует ветеринарно-санитарным правилам. Каких либо иных доказательств в подтверждение своих доводов, прокурором не представлено.
Из пояснений представителей ответчиков установлено, что обследованные 19.10.2010 года территории мест захоронения биологических отходов скотомогильниками как таковыми не являются, а являются местами несанкционированного, стихийного захоронения биологических отходов, образованные в пятидесятые годы прошлого века. Так как указанные объекты скотомогильниками не являются, в чьем либо ведении не находятся, расположены на территориях сельских поселений и должны быть закрыты. Как было установлено при рассмотрении гражданских дел по искам прокурора к муниципальным образованиям, об обязании последних привести их в соответствие установленным требованиям, на балансах муниципальных образований они как скотомогильники не состоят.
Вместе с тем, не состоят они как скотомогильники не находятся в собственности субъекта - Забайкальского края, что подтверждено представленной выпиской из реестра государственного имущества Забайкальского края.
Суд полагает возможным согласиться с доводами представителей ответчиков, что не имеется каких либо законных оснований возлагать на ответчиков обязанности приводить в соответствие и содержать бесхозное имущество и имущество не принадлежащее ответчику.
Также убедительны, по мнению суда ссылки представителя ответчика на п. 6.8 Указанных Правил, о том, что использование территории захоронений биологических отходов в открытых ямах для промышленного строительства, каковым будет и строительство скотомогильника, только по истечении 25 лет после последнего захоронения, т.е. проведение каких либо работ на месте захоронения в настоящее время прямо запрещено действующими Правилами.
Кроме того, исходя из заявленных требований, прокурор просит обязать ответчиков оборудовать обследованные места захоронения (скотомогильники) в соответствии требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации биологических отходов, обязать произвести конкретные виды работ по их приведению в надлежащее состояние.
Вместе с тем, Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-72/469, предусмотрены подробные требования относительно размещения и строительства скотомогильника. Так, пунктом 5.1 определено, что выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Данные правила предусматривают жесткие условия относительно выбора земельного участка для размещения скотомогильника. Так, п. 5.2 Правил запрещает размещение скотомогильников в водоохраной, лесопарковой и заповедной зонах; п. 5. 4 устанавливает размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника. Таким образом, безопасное функционирование скотомогильника, преследующее целью предупреждение возникновения таких опасных явлений, как эпидемий и эпизоотий, обеспечивается строгим соблюдением установленных требований к его размещению и строительству.
Исходя из указанного, для оборудования скотомогильника необходимы предварительное представление государственной ветеринарной службы, согласованное с местными органами санитарно- эпидемиологического надзора о необходимости оборудования скотомогильника в определенном муниципальном образовании, после чего органы местной администрации должны произвести выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника. Только при выполнении указанных требований возможно дальнейшее оборудование скотомогильника.
Прокурором не представлено каких либо доказательств, что представления соответствующих органов государственной ветеринарной службы, подтверждающих необходимость оборудования скотомогильников на территории указанных сельских поселений имели место, а также доказательств возможности выбора и отвода земельного участка, соответствующего предъявляемым законом требованиям для скотомогильника, в конкретном сельском поселении, тем более не представлено каких либо доказательств возможности и необходимости оборудования бесхозных мест захоронения как скотомогильников, в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Данными Правилами также определяются условия сбора утилизации и уничтожения биологических отходов на фермах, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, условия нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных, предупреждения заболеваний людей зооантропными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения.
Кроме того, Правилами определен порядок утилизации биологических отходов, согласно которым биологические отходы утилизируются путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживаются в биотермических ямах, уничтожаются сжиганием или в исключительных случаях захораниваются в специально отведенных местах.
Использование скотомогильников является только, одним из способов утилизации, позволяющих предупредить и ликвидировать болезни животных, защитить население от эпидемий и эпизоотий.
В обоснование своих требований прокурором не было представлено никаких доказательств того, что строительство скотомогильника в соответствии с указанными Правилами, как таковое возможно на земельном участке находящемся в ведении каждого указанных в исках сельских поселений, так как земельные участки, на которых расположены скотомогильники, согласно Градостроительного кодекса РФ, являются зонами специального назначения и к их выбору предъявляются особые требования. Возложить же на ответчика проведение каких либо работ, на не принадлежащем ему земельном участке суд не вправе.
Кроме того, как и любое строительство, строительство скотомогильника предусматривает выбор конкретного земельного участка, составление проекта, проведение ряда согласований с контролирующими органами, проведение государственной экологической экспертизы и только при всех положительных заключениях является возможным.
При отсутствии таковых документов, судом не может быть постановлено решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, так как его исполнение, либо неисполнение, ставится в зависимость от указанных выше условий. Вынесение судебных решений под условием является недопустимым. Также процессуальное законодательство предъявляет к судебным решениям требования исполнимости.
Без указанных выше данных, принятие судом решения об удовлетворении требований прокурора ответчиков оборудовать скотомогильники в указанных сельских поселениях не только является неисполнимым, но может еще в большей степени усугубить опасность возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, создать угрозу нарушения прав третьих лиц.
Кроме того, отказывая прокурору в удовлетворении требований суд исходит из того, что согласно нормативных документов, утилизация биологических отходов может производиться различными способами, одним из которых является скотомогильник, в связи с чем суд полагает, что заинтересованные лица вправе самостоятельно решать какие избрать способы утилизации, вмешательство в хозяйственную деятельность не входит в компетенцию суда.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено, вместе с тем, прокурором в исковом заявлении какие либо сроки не обозначены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Краснокаменского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности по приведению скотомогильников расположенных на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на территории сельских поселений - «Ковылинское», «Капцегайтуйское», Кайластуйское», «Богдановское», « Целининское», «Соктуй-Милозанское», »Маргуцекское», также сельского поседения «Юбилейненское», неподалеку от села Юбилейный, села Куйтун, в сельском поселении «Среднеаргунское», неподалеку от села Среднеаргунск, села Брусиловка в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья В. Н. Новиков