о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-6018-10

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

23 декабря 2010 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

Председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,

при секретаре Коевой Ю.С.,

с участием истца Гавриловой М.О.,

представителя Министерства финансов Забайкальского края Филиппенко Д.С., действующего на основании доверенности от 1 февраля 2010 года № 18,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Гавриловой Марины Олеговны к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Гаврилова М.О. обратилась с указанным иском, ссылаясь на то, что она являлась воспитанницей детского <адрес>, так как являлась ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После окончания детского дома с 2008 года по настоящее время проходит обучение в <адрес>, где ей была выделена комната в общежитии. Истец сейчас находится на № неделе беременности и продолжить обучение в указанном учреждении сможет только через год. На период ее нахождения в академическом отпуске она будет лишена права проживать в общежитии. В браке она не состоит, другого помещения для проживания не имеет и просит суд обязать Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование на приобретение жилого помещения, обязать Администрацию городского округа «Город Чита», Правительство Забайкальского края предоставить ей жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании истец Гаврилова М.О. требования поддержала по изложенным выше основаниям. Просила суд обязать администрацию «Городского округа «Город Чита» предоставить ей, как лицу, относящемуся к числу детей-сирот и нуждающемуся в соответствующей социальной защите, жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Ответчик Администрация городского округа «Город Чита» в судебное заседание своего представителя не направил, причину неявки суду не сообщил, дело рассмотреть в их отсутствие не просил.

Ответчик Правительство Забайкальского края Министерству финансов Забайкальского края в судебное заседание также не явился. Представили суду возражение на исковое заявление, в котором указали, что в соответствии с Законом Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.215.1 Бюджетного кодекс РФ, ст.8 Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года № 226-ЗЗК « О Правительстве Забайкальского края» Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Просили отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Забайкальского края.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Филипенко Д.С., действующий на основании доверенности, не признал исковые требования, представил суду возражение на исковое заявление и пояснил, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Гаврилова М.О. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствие с жилищным законодательством, в порядке очередности. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма за счет государственного органа исполнительной власти Забайкальского края.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Гаврилова М.О. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой директора детского <адрес>, согласно которой Гаврилова воспитывалась в данном детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.____).

Право Гавриловой О.М. на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиком не оспаривалось.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по развитию инфраструктуры Управления строительства, транспорта и связи Администрации городского округа «Город Чита» Гаврилова М.О. состоит на учете как сирота, нуждающаяся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.___)

В соответствии с частями 2, 3 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу пункта 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Т.е. разрешение требования о предоставлении жилой площади данным лицам не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других очередников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма определены в пункте 3 части 1 статьи 14, статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в соответствующем учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся вопросы, отнесенные, в частности, законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение Гавриловой М.О. жилым помещением является обязанностью администрация городского округа «Город Чита».

Согласно решению Думы Городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года N 185 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», в целях реализации ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года N 309-ЗЗК "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере не менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека; 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из 2-х и более человек; установить учетную норму жилого помещения в размере 14 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Взаимоотношения, которые могут возникнуть между органом местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ в связи с предоставлением жилья, не относится к предмету настоящего судебного разбирательства. В случае возникновения разногласий орган местного самоуправления не лишен права на судебную защиту. Однако данные правоотношения не могут исключать обязанности ответчика по обеспечению Гавриловой М.О. жилым помещением и не могут нарушать его права, предоставленные законом.

У органов местного самоуправления должны быть исчерпывающие сведения о таких лицах, в том числе и относительно нуждаемости в жилье. Органы местного самоуправления должны планировать свою деятельность таким образом, чтобы не допустить нарушения прав тех лиц, к категории которых относится Гаврилова М.О.

Таким образом, обеспечение Гавриловой М.О. жилым помещением является обязанностью администрации городского округа «Город Чита».

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Гавриловой Марине Олеговне по договору социального найма вне очереди жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным нормам и требованиям, предъявляемым жилищным законодательством, площадью не менее № кв.м., в г. Чита.

В иске к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: О.Н.Копеистова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200