Дело № 2-5645-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2010 года г.Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Копеистовой О.Н.
при секретаре Коевой Ю.С.
с участием истца Желточенко Н.В.,
представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита», администрации Центрального района г. Чита Печак О.Ю., действующей на основании доверенности от 13 января 2010 года,
представителя третьего лица ГУ «Читинская КЭЧ района» Кореневой И.В., действующей на основании доверенности от 04 февраля 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Желточенко Алексея Юрьевича, Желточенко Натальи Владиславовны к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещении, о понуждении ответчиков к заключению договора найма служебного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с указанным требованием, ссылаясь на то, что Желточенко А.Ю. является военнослужащим, проходит военную службу в войсковой части №. Состоит на очереди на получение жилого помещения в ГУ «Читинская КЭЧ района». Решением № жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ Желточенко А.Ю. и его семье было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ДОС № <адрес>. Ранее это жилое помещение занимал военнослужащий этой же войсковой части ФИО5, который выехал из спорной квартиры на другое место жительства. Ранее указанное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинская КЭЧ района на праве оперативного управления. В настоящее время оно передано в собственность городского округа «Город Чита». Руководство Читинской КЭЧ направило ходатайство в адрес Главы администрации Центрального района г. Читы с просьбой заключить с Желточенко А.Ю. и членами его семьи договор найма служебного жилого помещения. Однако в этом администрация отказала, ссылаясь на то, что администрации административных районов городского округа «Город Чита» не наделены полномочиями на заключение договоров найма специализированных жилых помещение с военнослужащими. Истцы находят такую позицию незаконной и нарушающей права и гарантии, предоставленные Желточенко А.Ю. как военнослужащему. Одной из таких гарантий является право военнослужащих и членов их семей занять жилое помещение, освободившееся в связи с выездом ранее занимавшего его военнослужащего и членов его семьи, предусмотренное п.5 ст.15 ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих». При этом, по мнению истцов, данное право не находится в зависимости от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Учитывая указанные обстоятельства, истцы просят признать за Желточенко А.Ю. и членами его семьи – женой Желточенко Н.В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ДОС № <адрес>, а также обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ним договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ДОС № <адрес>.
Истец Желточенко А.Ю. в суд не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что его интересы в судебном заседании будет представлять его супруга Желточенко Н.В.
Представитель ответчиков администрации городского округа «Город Чита», Администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», Печак О.Ю., действующая на основании доверенностей в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, договор найма жилого помещения, необходимый для возникновения права пользования спорным жилым помещением, с администрацией истцами не заключался.. Кроме того, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма предоставляются только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранным на выборные должности в органы местного самоуправления. Поскольку военнослужащие являются федеральными государственными служащими, предоставление им служебных жилых помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного за соответствующим федеральным органом государственной власти.
Представитель третьего лица ГУ «Читинская КЭЧ района» Коренева И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась.
Заслушав мнения участников процесса, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что Желточенко А.Ю. является военнослужащим Министерства обороны РФ, в связи с чем на него и членов его семьи распространяет свое действие установленный законодательством особый статус.
Так, ст.1. ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Согласно ст.2 вышеуказанного закона такой особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе, относятся супруг и несовершеннолетние дети.
Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно п.5 ст.15 вышеуказанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Как установлено в ходе рассмотрения, Желточенко А.Ю. проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту в в/ч № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.___).
Материалами дела установлено, что согласно выписке из протокола заседание жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии в/ч №, на котором рассматривался вопрос о предоставлении Желточенко А.Ю. и его семье в составе 2 человек. По итогам рассмотрения данного вопроса комиссия приняла решение выделить Желточенко А.Ю. и его семье служебную двухкомнатную <адрес>, общей площадью 51,7 кв.м., по адресу: <адрес>, ДОС №. (л.д.______).
При таких обстоятельствах суд находит, что у истцов имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо оттого, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд.
Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем Определении от 25 декабря 2003 г. N 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
При этом в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцами подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими может быть заключен только договор найма служебного жилого помещения. Обязанность по заключению с истцами договора найма служебного помещения должна быть возложена Администрацию Центрального района ГО «Город Чита» в силу распоряжения Мэра г. Чита.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Желточенко Алексея Юрьевича, Желточенко Натальи Владиславовны к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещении, о понуждении ответчиков к заключению договора найма служебного жилого помещения удовлетворить.
Признать за Желточенко Алексеем Юрьевичем, Желточенко Натальей Владиславовной право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, ДОС № <адрес>.
Обязать Администрацию Центрального района ГО «Город Чита» заключить с Желточенко Алексеем Юрьевичем, Желточенко Натальей Владиславовной договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ДОС № <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в Читинский областной суд через Центральный районный суд г.Читы.
Судья О.Н.Копеистова