о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения (дети-сироты)



Дело № 2-792-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«12» января 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Читы в интересах Плужаровой Виктории Анатольевны к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Читы обратился в суд в интересах Плужаровой В.А. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 16 декабря 2009 года исковые требования Плужаровой В.А. удовлетворены, на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Плужаровой В.А. жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры в черте города Чита, отвечающей санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. Решение вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение Плужаровой В.А. не предоставлено по причине отсутствия у администрации городского округа «Город Чита» свободного муниципального жилья и денежных средств для его приобретения. Просит суд во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 16 декабря 2009 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Плужаровой В.А. денежные средства в размере 1025000 рублей для приобретения жилого помещения.

В судебном заседании истец Плужарова В.А., помощник прокурора Центрального района г. Читы Капустин Д.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснил, что городскому округу «Город Чита» выделяются достаточные субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в том числе на приобретение жилья Плужаровой В.А., в 2010 году муниципальному образованию на указанные цели из бюджета Забайкальского края перечислено 02.03.2010г. 2000000 руб., 08.04.2010г. – 5497 900 руб., 18.06.2010г. - 2012000 руб., 01.10.2010г. – 6725675 руб., 30.11.2010г. – 8575225 руб., что подтверждается платежными поручениями. Выделение денежных средств напрямую гражданам нормами действующего законодательства не предусмотрено, истица имеет право лишь на получение жилого помещения в натуре. Плужаровой В.А. не представлены доказательства невозможности исполнения решения суда о предоставлении ей жилья. Более того, стоимость одного квадратного метра жилья в исковом заявлении завышена. Полагала, что Министерство финансов Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, к участию в деле по иску Плужаровой В.А. о предоставлении жилого помещения привлечено не было, в связи с чем на него не могут быть возложены обязанности, просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что законодательство не предусматривает денежной компенсации дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Субвенции городскому округу «Город Чита» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью городскому округу «Город Чита» направлялись. Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом, и, следовательно, является ненадлежащим ответчиком. Просила суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать.

Представитель третьего лица администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что относительно удовлетворения заявленных требований не возражает, поскольку численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 1940 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ. Таким образом, выделение денежных средств для приобретения и обеспечения вне очереди жильем детей-сирот относится к расходным обязательствам субъекта.

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Центрального районного суда г. Читы от 16 декабря 2009 года на администрацию городского округа «Город Чита» возложена обязанность по предоставлению Плужаровой Виктории Анатольевне по договору социального найма вне очереди жилого помещения в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей требованиям, предъявленным жилищным законодательством, площадью не менее 25 кв.м., на территории г. Читы. Решение суда вступило в законную силу 24 февраля 2010 года. То обстоятельство, что до настоящего времени решение не исполнено, и жилое помещение Плужаровой В.А. не предоставлено в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с постановление Правительства Забайкальского края от 19.01.2010г. № 12 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, организации региональных лотерей и их проведения и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края.

Доказательств, подтверждающих, что в целях исполнения решения суда из бюджета края администрации городского округа «Город Чита» для приобретения именно истице жилого помещения фактически выделялись денежные средства, представителем Министерства финансов Забайкальского края не представлено. При таком положении, учитывая, что обязанность по предоставлению администрацией городского округа «Город Чита» жилого помещения Плужаровой В.А. без выделения денежных средств на указанные цели Министерством финансов Забайкальского края не может быть исполнена, и, исходя из того, что отсутствие финансирования не должно являться причиной нарушения прав истицы, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, и в пользу Плужаровой В.А. с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны края подлежит взысканию денежный эквивалент жилого помещения.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд принимает во внимание выданную на ближайшую дату справку ООО МП «Правовед», согласно которой рыночная стоимость 1 кв.м. жилого помещения на вторичном рынке г.Читы по состоянию на 17.11.2010г. составляет 40500 рублей. Справка представленная прокурором, выданная ранее во внимание не принимается по указанной причине. Следовательно, в пользу Плужаровой В.А. для приобретения жилья подлежит взысканию сумма в размере 1012500 руб. (25х40500). При этом суд не принимает во внимание справку ООО «Судебно-экспертное агентство», представленную представителем Министерства финансов Забайкальского края, согласно которой стоимость 1 кв. м. жилого помещения по г.Чите составляет 30000 рублей, поскольку данная справка не содержит указание на то, является ли данное жилое помещение благоустроенным. Довод представителя Министерства финансов Забайкальского края о том, что расчет стоимости жи­лья должен производиться из расчета 26400 рублей за один кв. метр, суд находит несостоятельным, а ссылки на постановление Мэра города Читы от 26.01.2009 №4 «Об установлении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на территории городского округа «Город Чита» необос­нованными, поскольку установленный названым постановлением норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, подлежит применению для расчета размера социальных выплат, предоставляемых за счет средств го­родского бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы в интересах Плужаровой Виктории Анатольевны удовлетворить частично.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Читы от 16 декабря 2009 года взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Плужаровой Виктории Анатольевны денежные средства в размере 1012500 рублей, в удовлетворении остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200