Дело № 2-789-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«12» января 2011 г.
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Малкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Ежовой Надежды Викторовны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд в интересах Ежовой Н.В. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Ежова Н.В. в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей, в связи с чем была определена в детское государственное учреждение и за ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В результате утраты данного жилого помещения Ежова Н.В. 21.11.2005г. была поставлена в администрацию городского округа «город Чита» на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, однако жильем до настоящего времени она не обеспечена. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ежовой Н.В. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте г. Чита, размером не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление указанной жилой площади.
В судебном заседании истица Ежова Н.В., помощник прокурора Ингодинского района г. Читы Ташлыков А.В. заявленные требования подержали в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным, просили суд иск удовлетворить в полном объеме. Ежова Н.В. суду пояснила, что в 2006 году она закончила ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» п. Первомайск Шилкинского района Читинской области, и в настоящее время обучается в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете, на 5 курсе, на полном государственном обеспечении не находится, жильем не обеспечена, проживает в общежитии, не относящемся к образовательному учреждению.
Представитель администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылалась на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009г. администрация городского округа «Город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Городскому округу «Город Чита» на указанные цели перечислены субвенции в сумме 9509,9 тыс. руб. и 15300,825 тыс. руб. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 1940 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. Полагала, что органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения в случае, если осуществление переданных полномочий не обеспечено необходимыми денежными средствами. Просила суд в иске отказать.
Представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснил, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 24.09.2010г. № 401-ЗК «О внесении изменений в закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50539,5 тыс. руб. Просила в иске к Правительству Забайкальского края отказать.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что городскому округу «Город Чита» выделяются достаточные субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в 2010 году муниципальному образованию на указанные цели из бюджета Забайкальского края перечислено 02.03.2010г. 2000000 руб., 08.04.2010г. – 5497 900 руб., 18.06.2010г. - 2012000 руб., 01.10.2010г. – 6725675 руб., 30.11.2010г. – 8575225 руб., что подтверждается платежными поручениями. Таким образом, средства, предусмотренные законом о краевом бюджете, направлены в бюджет городского округа «Город Чита» в полном объеме. Кроме того, в настоящее время истица проходит обучение, в связи с чем жилое помещение ей может быть предоставлено только после окончания обучения. Полагала, что Министерство финансов Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, и просила суд в иске к нему отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.
Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Как установлено судом, Ежова Надежда Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Её мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации Ингодинского района г. Читы от 23.04.1992г. Ежова Надежда Викторовна была определена в государственное учреждение и за ней и ее братом ФИО10 была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>. Однако данный дом в 1996г. был уничтожен огнем в результате пожара. Ввиду чего предоставление Ежовой Н.В. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В 2006г. Ежова Н.В. окончила обучение ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» п. Первомайск Шилкинского района Читинской области. После чего поступила в Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет, где продолжает обучаться на данный момент. Вместе с тем, исходя из того, что Ежова Н.В. в настоящее время, получая высшее образование, не находится на полном государственном обеспечении, жильем не обеспечена, проживает в общежитии, не относящемся к образовательному учреждению, суд полагает, что прохождение истицей обучения не должно являться основанием для отказа во внеочередном предоставлении ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем довод представителя министерства финансов Забайкальского края суд находит несостоятельным.
Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Ежова Н.В. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с 21.11.2005г, ее учетный номер №. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истице не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки истицы на учет в качестве нуждающейся. Поскольку истица была поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения возраста 23 лет, с учета не снималась, она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом суд исходит из того, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.
Доводы представителей ответчика о том, что у истца не возникло в настоящее время право на предоставление жилого помещения в связи с обучением в высшем учебном заведении суд находит несостоятельными, так как она получает высшее образование, после окончания профессионального обучения, на полном государственном обеспечении не находится, жильем не обеспечена, к тому же в текущем году обучение заканчивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Ежовой Надежды Викторовны удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Ежовой Надежде Викторовне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья В. Н. Новиков