о внеочередном предоставлении жилого помещения (дети-сироты)



Дело № 2-787-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«12» января 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Недорезовой Светланы Владимировны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Недорезова С.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. В период своего несовершеннолетнего возраста она осталась без попечения родителей, воспитывалась в Читинском детском доме № 3. На момент определения истицы в государственное учреждение жилое помещение за ней не закреплялось. С 07.04.2005г. она состоит в администрации городского округа «Город Чита» на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ее учетный номер №, однако жильем до настоящего времени она не обеспечена, проживает в общежитии, предоставленном на время обучения. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить благоустроенное жилое помещение в г. Чите не ниже установленных норм, Министерство финансов - произвести финансирование приобретения жилья.

В судебном заседании истица Недорезова С.В. заявленные требования подержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, дополнительно пояснив, что в настоящее время она проходит обучение в Читинском педагогическом колледже, на полном государственном обеспечении, которое закончит в июне 2012г., проживает в общежитии образовательного учреждения. Просила суд иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылалась на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009г. администрация городского округа «Город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Городскому округу «Город Чита» на указанные цели перечислены субвенции в сумме 9509,9 тыс. руб. и 15300,825 тыс. руб. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 1940 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. Полагала, что органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения в случае, если осуществление переданных полномочий не обеспечено необходимыми денежными средствами. Просила суд в иске отказать.

Представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 24.09.2010г. № 401-ЗК «О внесении изменений в закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50539,5 тыс. руб. Просила в иске к Правительству Забайкальского края отказать.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, городскому округу «Город Чита» выделяются достаточные субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в 2010 году муниципальному образованию на указанные цели из бюджета Забайкальского края перечислено 02.03.2010г. 2000000 руб., 08.04.2010г. – 5497 900 руб., 18.06.2010г. - 2012000 руб., 01.10.2010г. – 6725675 руб., 30.11.2010г. – 8575225 руб., что подтверждается платежными поручениями. Таким образом, средства, предусмотренные законом о краевом бюджете, направлены в бюджет городского округа «Город Чита» в полном объеме. Полагала, что Министерство финансов Забайкальского края в данном случае является ненадлежащим ответчиком по делу, и просила суд в иске к нему отказать. Дополнительным основанием к отказу в иске, по ее мнению является то, что истец обучается в учебном заведении, право на получение жилья у нее возникнет после его окончания.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Как установлено судом, Недорезова Светлана Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, местонахождение матери - ФИО4 неизвестно, решением Центрального районного суда г.Читы от 05.04.2005г. она признана безвестно отсутствующей. Постановлением управляющего Ингодинским административным округом г. Читы от 21.06.2000г. № Недорезова С.В. определена в государственное учреждение, при этом жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось ввиду отсутствия. С 2000 года Недорезова С.В. воспитывалась в Читинском детском доме-школе № 3 и находилась на полном государственном обеспечении. Впоследствии в 2008г. поступила в Читинский педагогический колледж, где обучается по настоящее время, и проживает в общежитии, предоставленном данным образовательным учреждением, обучение закончит в июне 2012г. Находится также на полном государственном обеспечении.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью только после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования. Исходя из того, что Недорезова С.В. в настоящее время обучается в учреждении профессионального образования, обеспечена общежитием, право на предоставление жилого помещения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди у нее на данный момент не возникло и обращение в суд с подобным иском является преждевременным. В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Недорезовой Светланы Владимировны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В. Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200