Дело № 2-4006-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2010 года
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
при секретаре Волошиной А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Ланиной Тамары Андреевны к Министерству территориального развития Забайкальского края о понуждению к внесению изменений в списки на получение жилищного сертификата,
У с т а н о в и л :
Истец Ланина Т.А. обратилась с вышеназванным иском в суд, ссылаясь на следующее. Согласно уведомлению министра территориального развития Забайкальского края от 04.09.2009 года истица поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в категорию «инвалиды» с даты регистрации документов, предоставленных в Министерство территориального развития Забайкальского края 26.08.2009 года. Из ответа зам.министра от 30.11.2009 года усматривается, что истица в сводный список на 2010 год не включена. Истица не согласна с данным решением по следующим основаниям. Заявление со всеми необходимыми документами заказным письмом истицей было направлено и согласно уведомлению администрации Читинской области от 01.03.2004 года было получено. Распоряжение о постановке на учет либо отказ истица не получала. 25.06.2008 года истица вновь отправила весь пакет документов ценным письмом с описью вложения, ответ также не получила. Указанное письмо было вручено 19.08.2008 года по доверенности Кравцову. Запрашиваемая министерством копия выписки из ЕГРП об отсутствии жилого помещения для постоянного проживания, которая уже была истцом направлена 25.06.2008 года, повторно направлена 25.09.2008 года, что подтверждается описью вложения в ценное письмо. В нарушение п.п. 12 и 13 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истцу отправлен ответ от 13.10.2008 года о том, что в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, повторно отказано, в связи с невозможностью установления факта нуждаемости в улучшении жилищных условий. Однако первичного уведомления об отказе в постановке на учет истица не получала. В связи с принятием постановления Правительства Забайкальского края № 81 от 11.11.2008 года истице было предложено дополнительно представить ранее направленные документы с более поздней датой получения, кроме тех, которые в дополнительном подтверждении не нуждались, и договор найма жилого помещения, хотя ранее такой документ не требовался. По мнению истицы, истребование от нее дополнительных документов было незаконным, поскольку Министерство в пределах своей компетенции вправе запрашивать у государственных органов, физических или юридических лиц информацию, необходимую для проведения проверки, в том числе для уточнения или дополнения недостающих сведений, что не было сделано. 30.04.2009 года истица вновь отправила выписки из ЕГРП об отсутствии у нее в собственности жилого помещения для постоянного проживания, которая одновременно подтверждает, что истица не воспользовалась когда-либо правом приватизации в РФ и договор найма на 2009 года ценным письмом. Все требования Министерства после 25.06.2008 года, по мнению истицы, являются незаконными, поскольку все необходимые для постановки на учет документы уже находились в Министерстве, а истребование других документов не правомерно. Из ответа директора Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ от 09.02.2010 года следует, что формирование списков граждан-участников подпрограммы осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с пунктами 24-26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, список формируется по дате подачи заявлений гражданами в соответствии с очередностью, установленной ст. 2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Первоначально поданные истцом документы подтвердили отсутствие у нее жилых помещений для постоянного проживания, все последующие требования не основаны на законе и привели к волоките, в результате которой она не включена в сводный список в период с 2002 по 2010 годы. Другой возможности восстановления прав истицы не имелось, в связи с чем она обратилась в суд. Истица просит обязать Министерство территориального развития Забайкальского края внести изменения в списки имеющих право на получение жилищного сертификата в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 году. Днем постановки истицы на учет считать дату подачи заявления 25 июня 2008 года.
Представитель ответчика Чернышова В.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление и отзыв на заявленные требования.
Из представленного отзыва на исковые требования следует, что на территории Забайкальского края регистрацию и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, осуществляет Министерство территориального развития Забайкальского края. В мае 2008 года в адрес Комитета инвестиционной политики и развития инфраструктуры Читинской области поступило обращение заведующей отделения социального обслуживания ГУ социального обслуживания «Борзинский комплексный центр социального обслуживания населения «Саранка» с просьбой дать разъяснение по вопросу получения Ланиной Т.А. сертификата на жилье в 2009 году, с учетом того, что заявление на получение сертификата от Ланиной было предоставлено в Комитет в январе 2004 года. На данное обращение был направлен ответ, в котором сообщалось, что по состоянию на 01 октября 2007 года в сводных списках граждан, выехавших их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и имеющих право на получение жилищной субсидии Ланина Т.А. не числится. В 2004 году регистрацию и постановку на учет граждан осуществлял Комитет экономики Читинской области, и факт подачи Ланиной Т.А. заявления для постановки на учет не установлен. При этом был указан перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет. 19 августа 2008 года Ланиной Т.А. в адрес Комитета были представлены документы, по результатам рассмотрения которых распоряжением Комитета от 25 августа 2008 года в постановке на учет было отказано в связи с невозможностью установления факта нуждаемости в улучшении жилищных условий. Письмом от 29 августа 2008 года истице разъяснены причины принятого решения, и что представленная справка ООО «Дирекция единого заказчика Управляющая компания «Борзинские коммунальные сети» не содержит информацию о собственнике (нанимателе) жилого помещения, его общей площади, праве пользования жилым помещением. 03 октября 2008 года Ланиной Т.А. была представлена справка об отсутствии у нее на праве собственности жилых помещений на территории г. Борзя и Борзинского района Читинской области. Поскольку указанная справка не содержала информацию, подтверждающую нуждаемость Ланиной Т.А. в улучшении жилищных условий, распоряжением Министерства ей было отказано в связи с непредставлением документов по установлению факта нуждаемости в улучшении жилищных условий. 05 мая 2009 года в Министерство для повторного рассмотрения Ланиной Т.А. был предоставлен комплект документов, подтверждающий ее нуждаемость в улучшении жилищных условий. Распоряжением Министерства от 20 мая 2009 года Ланиной Т.А. вновь было отказано в постановке на учет в связи с непредставлением полного пакета документов согласно пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 11.11.2008 года. 26 августа 2009 года от Ланиной Т.А. в адрес Министерства поступило заявление с комплектом документов, по результатам проверки которых, распоряжением Министерства от 03 сентября 2009 года принято решение поставить Ланину Т.А. на учет в категорию «инвалиды» от даты регистрации документов, представленных в Министерство 26 августа 2009 года. Требование истицы о внесении изменений в сводные списки, имеющих право на получение жилищных сертификатов в соответствии с ФЦП «Жилище» не подлежит удовлетворению. Порядок формирования сводных списков граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан» регламентирован Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утверждены постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153. В соответствии с п. 26 указанных Правил сводные списки граждан, изъявивших желание получить сертификат, Министерством ежегодно до 01 сентября формируются, утверждаются и направляются в Минрегион России. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет. Включение граждан-участников подпрограммы в сводный список поле его утверждения не допускается. Сводные списки граждан – участников подпрограммы на 2010 год по Забайкальскому краю по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по всем категориям очередников (инвалиды, пенсионеры, безработные, работающие) были утверждены 26 августа 2009 года. Решение о постановке Ланиной Т.А. на учет было принято распоряжением Министерства от 03 сентября 2009 года № 130-р, т.е. после утверждения сводных списков, в связи с чем, включить Ланину Т.А. в сводный список не представилось возможным. Согласно сводного списка граждан – участников подпрограммы на 2011 год по Забайкальскому краю по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды), утвержденного Министром территориального развития Забайкальского края 26 августа 2010 года, очередность Ланиной Т.А. за № 40, согласно даты постановки на учет 26 августа 2009 года.
Суд, выслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, оценив в совокупности с действующим законодательством, находит требования истицы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу ст. 4 названного закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственный жилищный сертификат - именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.
Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, осуществляются Министерством территориального развития Забайкальского края.
Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 03 сентября 2009 года № 130-р Ланина Т.А. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в категорию «инвалиды» от даты регистрации документов, представленных в Министерство 26 августа 2009 года (л.д.14).
Ранее истице дважды, в том числе 10 октября 2008 года было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, в связи с невозможностью установления факта нуждаемости в улучшении жилищных условий. Указанные отказы в постановке истицы на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, не были ею обжалованы в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ 21 марта 2006 г. N 153 установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408). Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
Сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на 2010 год по Забайкальскому краю по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера был утвержден 26 августа 2009 года. Поскольку Ланина Т.А. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в категорию «инвалиды» распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 03 сентября 2009 года, то есть после утверждения сводного списка на 2010 год, оснований для внесения изменения в списки и включения истицы в них не имеется. На основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Ланиной Тамары Андреевны отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий Казакевич Ю.А.