Дело № 2-3336-2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2010 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Голобоковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Поповой Надежды Дмитриевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонному) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Попова Н.Д. обратилась в суд с вышеназванным иском после того, как 01.04.2010 ответчик отказал ей в удовлетворении заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ссылаясь на недостаточность специального стажа.
Не согласившись с таким отказом, истица просила суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период ее работы в <данные изъяты> с 10 ноября 1978 года по 29 августа 1979 года; признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать ответчика назначить ей указанного вида пенсию со 2 марта 2010 года.
В судебном заседании истица свои требования поддержала в полном объеме, пояснив суду, что занимая должность <данные изъяты> в спорный период времени, она занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении для детей. С учетом стажа работы за этот период ее общий специальный стаж составляет свыше 25 лет, необходимых для назначения льготной пенсии. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Шахраева В.И., действующая на основании доверенности, иск не признала, полагая отказ в назначении пенсии Поповой Н.Д. обоснованным. Суду пояснила, что должность <данные изъяты>, которую занимала истица в спорный период в <данные изъяты>, отсутствует в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяемых в настоящее время для назначения пенсии педагогическим работникам (Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067, Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г № 781). Списки ограничительные, расширенному толкованию не подлежат, а территориальный орган пенсионного обеспечения не вправе устанавливать тождество наименований должностей, такое право предоставлено только Министерству труда по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
В письменных возражениях по иску Поповой Н.Д. представитель ответчика Шахраева В.И. дополнительно указала, что ранее, действительно, на основании пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", работа в должности <данные изъяты> засчитывалась в стаж для назначения льготной пенсии, однако при условии: наличия 2/3 педагогического стажа в должностях и учреждениях, перечисленных в разделе I Перечня.
Учитывая, что вышеуказанное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 отменено и не применяется с 01.10.1993 г., ответчик полагает, что истица на 01 января 1993 года не выработала необходимого стажа, т.е. 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с выше указанным постановлением, поэтому исковые требования о включении периода работы в должности <данные изъяты> в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости незаконны и необоснованны. Без периода работы в должности <данные изъяты> у истицы недостаточно специального стажа для назначения льготной пенсии. Просила в исковых требованиях истице отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены в п. 1.1. среди общеобразовательных учреждений «школы всех наименований», в разделе «Наименование должностей» должность старшей пионервожатой, пионервожатой отсутствует.
Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781, определяет, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ № 781.
Согласно пункту 4 Правил, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Судом установлено, что Попова Н.Д. 02 марта 2010 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Протоколом зам. начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), № 799 от 01.04.2010 г. в назначении указанного вида пенсии ей было отказано из-за недостаточности специального стажа педагогической деятельности: 24 года 04 месяца 29 дней вместо 25 лет определенных пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Период работы с 10 ноября 1978 года по 29 августа 1979 года (09 месяцев 20 дней) в должности <данные изъяты> не засчитан в специальный стаж.
Из трудовой книжки истицы, справок работодателя <данные изъяты> № 34 от 09.06.2010 г. и № 50 от 09.09.2010 г. усматривается, что истица, действительно, с 10 ноября 1978 года (приказ № 94/2 от 10.11.78) по 29 августа 1979 года (приказ № 128/2 от 29.08.79) работала в должности <данные изъяты>.
В период с 10 ноября 1978 года по 29 августа 1979 года отвлечений от работы, не включаемых в специальный стаж для назначения льготной пенсии, Попова Н.Д. не имела, что также подтверждается карточками-справками по начислению заработной платы за 1978-1979 годы. Другие документы, а именно личная карточка формы Т-2, тарификационные списки, штатные расписания за спорный период не сохранились, о чем имеется справка работодателя № 49 от 08.09.2010 г.
Суд полагает возможным и необходимым засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы Поповой Н.Д. с 10 ноября 1978 года по 29 августа 1979 года (09 месяцев 20 дней) в должности <данные изъяты>, исходя из следующего.
Действительно, ныне действующим пенсионным законодательством среди должностей педагогических работников, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, должность <данные изъяты> не предусмотрена. Однако ранее (в период работы истицы с 10 ноября 1978 года по 29 августа 1979 года) указанная должность давала право на льготное пенсионное обеспечение.
Так, в соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Таким образом, истица, работая в должности <данные изъяты>, имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, а то обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило истицу в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать законно возникшее право.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы истицы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Суд не может согласиться с позицией пенсионного органа о том, что у истицы отсутствует 2/3 педагогического стажа в других должностях, бесспорно дающих право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, так как учтенный ответчиком специальный стаж составляет 24 года 04 месяца 29 дней, что значительно больше 2/3 стажа от 25 лет, необходимых по Закону, для установления льготной пенсии педагогическим работникам.
Суд считает, что не имеет значения, на какую дату специальный стаж выработан, так как истица, работая в должности <данные изъяты> с 10 ноября 1978 года по 29 августа 1979 года, предполагала, что она доработает необходимый педагогический стаж.
На день обращения Поповой Н.Д. 02.03.2010 за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ее специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, составил с учетом бесспорно принятого ответчиком 24 года 04 месяца 29 дней и подлежащий - 09 месяцев 20 дней включению, всего 25 лет 02 месяца 19 дней, что составляет более 25 лет определенных Законом как необходимых для назначения указанного вида пенсии.
В силу ст. 19 названного Федерального закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Оценив все выше установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истица фактически обладала правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности 02 марта 2010 года. Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости согласно пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ должна быть назначена с даты обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении такой пенсии 02 марта 2010 года, поскольку ст. 19 того же Закона гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы Поповой Надежды Дмитриевны с 10 ноября 1978 года по 29 августа 1979 года в должности <данные изъяты>.
Признать за Поповой Надеждой Дмитриевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со 2 марта 2010 года. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края назначить Поповой Надежде Дмитриевне досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в установленном законом размере со 2 марта 2010 года.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Коберская М.В.