предоставление жилого помещения



Дело № 2-4565-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2010 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

Председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

При секретаре Швецовой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Бронниковой Евгении Николаевны к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Бронниковой (Казанцевой) Е.Н. жилое помещение на территории Читинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Бронниковой (Казанцевой).

Требования мотивированы следующим. В прокуратуру Читинского района поступила жалоба Бронниковой Е.Н. о защите ее жилищных прав. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки установлено, что Бронникова Е.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать КВП решением Читинского районного суда была лишена родительских прав. Отец находился в местах лишения свободы, впоследствии умер. Постановлением главы муниципального образования «Читинский район» № 432 от 28.07.1997 года несовершеннолетняя Казанцева Е.Н. была устроена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данным постановлением за ней было закреплено жилое помещение по адресу: Читинский район, турбаза «Минеральная», дом 1. Однако, согласно акту обследования данного жилого помещения от 05 мая 2010 года закрепленное за Бронниковой Е.Н. жилое помещение по указанному адресу было признано не пригодным для проживания. 30.08.2007 года Казанцева Е.Н. выпустилась из ГОУ «Колочнинский детский дом». 16.06.2009 года ей заключен брак с БСА, в связи с чем изменена фамилия на Бронникову Е.Н., также на иждивении она имеет малолетнего ребенка БВС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Однако Бронникова Е.Н. своего жилья не имеет, проживать ей фактически негде. При обращении в администрацию она была поставлена на льготную очередь (Постановление № 46 от28.05.2010 года)

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Читинского района Рыбакова О.С. исковые требования поддержала полностью, просила иск удовлетворить и предоставить Бронниковой Е.Н. жилое помещение на территории Читинского района.

Бронникова Е.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.

Ответчик администрация Муниципального района «Читинский район» своего представителя в судебное заседание не направил, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений не направил.

Суд находит причины неявки ответчика неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося представителя ответчика.

В судебном заседании представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности от 19 мая 2009 года № А-08-2002, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Забайкальского края отказать, представила письменный отзыв на исковое заявление и пояснила, что Законом Забайкальского края от 3 декабря 2009 года № 285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 20029,4 тысяч рублей. В соответствии с Законом Забайкальского края от 03.12.2009 №285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009 № 474-а «Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», распоряжением Правительства Забайкальского края от 18.02.2010г. № 58-р муниципальному району «Читинский район» Министерством финансов Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью перечислена субвенция в сумме 1191,5 тысяч рублей. Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 8 Закона Забайкальского края от 05.10.2009г. № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Денежные средства, предусмотренные Законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделены в полном объеме. Правительство Забайкальского края не является финансовым органом.

В судебном заседании представитель Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансовое обеспечение осуществляется органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставленных бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Согласно данного Порядка предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели. Министерство финансов Забайкальского края выполнило обязательства по предоставлению из бюджета Забайкальского края субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью бюджету муниципального района «Читинский район» в полном объеме. Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нормами действующего законодательства возлагается на органы местного самоуправления.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Постановлением Главы муниципального образования Читинского района от 28 июля 1997 года № 432 в связи с лишением матери несовершеннолетней Казанцевой Е.Н. родительских прав, и нахождением его отца в местах лишения свободы, несовершеннолетняя Казанцева Е.Н. устроена в детское госучреждение интернатного типа, за ней закреплена жилплощадь по адресу: Читинский район, турбаза «Минеральная», дом 1. Истица Казанцева Е.Н. являлась воспитанницей ГОУ «Колочнинского детского дома»с 19.09.19997 года по 30.08.2007 года. Согласно свидетельства о смерти мать Бронниковой Е.Н. – КВП умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Актом признания жилого помещения непригодным для проживания от 25 мая 2010 года жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Кука (курорт), турбаза «Минеральная», дом1, закрепленная за несовершеннолетней Казанцевой Е.Н., оставшейся без попечения родителей признана непригодной для проживания (л.д. ).

Казанцева Е.Н. 28.05.2010 года поставлена администрацией сельского поселения «Леснинское» муниципального района «Читинский район» на учет с целью предоставления жилой площади как несовершеннолетней оставшаяся без попечения родителей, очередь № 46 (л.д. ).

Таким образом, не исполнив обязанности по сохранению жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, орган местного самоуправления поставил истца на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. Ввиду чего предоставление Бронниковой (Казанцевой) Е.Н. жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения

Согласно, сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю сведения о правах Бронниковой Е.Н. на имеющиеся у нее объекты недвижимости на 16 июня 2010 года, отсутствуют (л.д. ).

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Читинского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Бронниковой Евгении Николаевне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на территории Читинского района общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление Бронниковой Е.Н. жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200