предоставление жилого помещения



Дело № 2-715-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2011 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

при секретаре Кравцовой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Читы в интересах Цыганковой Валентины Александровны к Администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Читы обратился с вышеназванным иском в суд в интересах Цыганковой В.А., ссылаясь на то, что Цыганкова В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать СЛЛ лишена родительских прав решением Удомельского районного суда Тверской области от 24.11.1999г., отец ЦАВ умер ДД.ММ.ГГГГ Ранее Цыганкова В.А. находилась под опекой своей бабушки ЦОФ. Из постановления главы администрации Мангутского сельсовета Кыринского района Читинской области от 08.07.1992г. № 15 «Об установлении опеки над несовершеннолетней Цыганковой В.А.» следует, что жилая площадь за несовершеннолетней не закреплялась. В связи с тем, что Цыганкова В.А. не имеет личного жилья на территории сельского поселения «Мангутское» Кыринского района Забайкальского края, на момент подачи заявления о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий обучалась в Читинском техникуме железнодорожного транспорта, администрацией городского округа «Город Чита» на основании распоряжения мэра № 2897-р от 01.11.2008г. принято решение о включении Цыганковой во внеочередной список на получение жилья. Согласно информации Администрации городского округа «Город Чита» Цыганкова В.А. с 29.09..2008г. состоит на учете нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в предоставлении вне очереди жилого помещения.

Прокурор просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Цыганковой В.А. в черте города Читы благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее 25 кв.м общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям; обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать предоставление указанной жилой площади.

В судебном заседании помощник прокурора Гениатулин А.А., истица Цыганкова В.А. заявленные исковые требования поддержали, дав пояснения аналогичные вышеизложенным.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление. Из представленного отзыва следует, что Министерство финансов Забайкальского края не признает исковые требования прокурора, ссылаясь на то, что ответчик не является уполномоченными органом по предоставлению жилого помещениям гражданам, нуждающимся в нем. Принятие, учет граждан, предоставление жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда, последующее заключение договоров социального найма в силу ст. 49 и 52 ЖК РФ является обязанностью органов местного самоуправления. Городскому округу «Город Чита» выделяются субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрено 15630,7 тыс. рублей.

Представитель ответчика – администрации городского округа «Город Чита» Печак О.Ю. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, является государственным полномочием субъекта РФ по месту жительства детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. В 20111 году денежные средства на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью субвенция не поступала. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 1940 человек, на исполнении находится более 150 решений судов. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимым для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта РФ.

Представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что Правительство не является уполномоченными органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующим финансовый орган. Просила в удовлетворении требований в отношении Правительства Забайкальского края отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что Цыганкова Валентина Александровна ДД.ММ.ГГГГ рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей. Жилое помещение за ней не закреплялось. Ввиду чего предоставление Цыганковой В.А. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Согласно распоряжения мэра города Читы №2897-р от 01.11.2008г. «Об утверждении решения общественной комиссии по жилищным вопросам» Цыганкова В.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения. В соответствии со справкой Управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Цыганкова В.А. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, с 29.09.2008г., учетный номер 1427. То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истцу не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалось и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась. Указанные же ответчиком доводы относительно не соблюдения Правительством Забайкальского края порядка передачи своих полномочий администрации городского округа «Город Чита» в части обеспечения жильем детей-сирот, не могут повлиять на существо рассматриваемого спора

Правительство Забайкальского и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование предоставления жилого помещения.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Читы удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Цыганковой Валентине Александровне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Читы общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации городского округа «Город Чита» на предоставление Цыганковой В.А. жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200