Дело № 2-1236-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«10» февраля 2011 г.
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Малкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах Карпенко Нины Владимировны к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Читинского района обратился в суд в интересах Карпенко Н.В. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Карпенко Н.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО4 – умерла ДД.ММ.ГГГГ После смерти родителей Карпенко Н.В. поступила на обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище №», где находилась на полном государственном обеспечении и была временно зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес>. ФИО4 при жизни проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, совместно с ней по указанному адресу проживала Карпенко Н.В. Однако в нарушение требований закона органами опеки и попечительства Читинского района меры к защите жилищных прав несовершеннолетней Карпенко Н.В. не принимались, жилье за ней не закреплялось. Кроме того, после окончания обучения Карпенко Н.В. стало известно, что ее мать заключила договор купли-продажи на указанный дом. Окончив обучение, Карпенко Н.В. вернулась в жилое помещение, где проживала ранее, однако согласно справке ГУП «Облтехинвентаризация» от 28.08.2009г. дом по указанному адресу полуразрушен. Данное жилое помещение для проживания не пригодно, в связи с чем Карпенко Н.В. поставлена на учет лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Карпенко оформила 1/3 доли в праве собственности на указанное жилое помещение только 23.08.2010г., на момент оформления дом был полуразрушен.
Просит суд обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Карпенко Н.В. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека на территории Читинского района, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Карпенко Н.В в размере среднерыночной стоимости жилья.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Каменевой Л.В. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Читинский район» предусмотрено 1500,4 тыс. рублей. Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что у Карпенко Н.В. имеется 1/3 доли в праве собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем права на предоставление жилого помещения в порядке ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ она не имеет. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края.
В судебном заседании истица Карпенко Н.В., помощник прокурора Читинского района Сидорова Н.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные вышеизложенным, просили суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Читинский район» Бычковская М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала ссылалась на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 16.12.2009г. органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Субвенции, выделенные на приобретение жилых помещений в 2010 году детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в размере 5191500 руб. были распределены лицам, указанным в решении Совета муниципального района «Читинский район». Кроме того, истица на очереди в администрации муниципального района «Читинский район» не состоит, состоит на очереди в сельском поселении, где ей и должно быть предоставлено жилое помещение. Полагает, что требования прокурором предъявлены к ненадлежащему ответчику. Просила суд в иске отказать.
Представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Читинский район» предусмотрено 1500,4 тыс. рублей. Согласно ст. 20 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Просила суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.
Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Как установлено судом, Карпенко Нина Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Карпенко Н.В. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище №» и находилась на полном государственном обучении в период с 01.09.2005г. по 30.06.2009г. При этом жилое помещение за несовершеннолетней не закреплялось. Карпенко Н.В. оформила 1/3 доли в праве собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий при жизни матери. Однако согласно справке ГУП «Облтехинвентаризация» от 28.08.2009г. указанный дом полуразрушен: отсутствует остекление, входных дверей нет, половина крыши отсутствует, бревна задней части сгнили, внутренняя перегородка и часть потолка обрушены, печь разобрана, забора нет, участок не эксплуатируется. Принимая во внимание состояние дома, и исходя из того, что указанное помещение за несовершеннолетней не закреплялось, суд полагает, что предоставление Карпенко Н.В. благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно постановлению Главы администрации сельского поселения «Засопкинское» от 23.03.2010г. Карпенко Н.В. состоит на учете лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди № Образовательное учреждение ГОУ НПО «Профессиональное училище №» Карпенко Н.В. окончила 30.06.2009г., однако то обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени Карпенко Н.В. не предоставлено, в суде не оспаривалось.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.
Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Совета муниципального района «Читинский район» от 21.04.2006г. № 121 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому площадь предоставляемого истице жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к конкретному населенному пункту, изолированным, находиться на территории муниципального района «Читинский район» и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Читинского района в интересах Карпенко Нины Владимировны удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Карпенко Нине Владимировне изолированное, благоустроенное применительно к конкретному населенному пункту, жилое помещение в черте муниципального района «Читинский район», общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья В. Н. Новиков