Дело № 2-816-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«18» января 2011 г.
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Новикова В.Н.,
при секретаре Малкиной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Байгузина Сергея Александровича к администрации городского округа «Город Чита», к администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора найма служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Байгузин С.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он проходит военную службу в в/ч №, состоит в ГУ «Читинская КЭЧ района» в очереди на получение жилого помещения. Решением жилищной комиссии в/ч № № от 25.10.2010г. ему было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ранее занимаемое военнослужащей ФИО3, которая с членами своей семьи выехала на другое место жительства.
Указанное жилое помещение находилось на балансе ГУ «Читинская КЭЧ района» на праве оперативного управления, в настоящее время передано в собственность городского округа «Город Чита». Начальником «ГУ Читинская КЭЧ района» на имя главы администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» было направлено письмо с просьбой оформить договор найма служебного помещения с истцом. Однако администрация в заключении договора найма служебного жилого помещения отказала, сославшись на то, что данная квартира является муниципальной собственностью, и распоряжаться ею имеет право только орган местного самоуправления. Кроме того, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам служебного найма могут предоставляться только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранными на выборные должности в органы местного самоуправления.
На основании изложенного истец просит суд признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ним договор найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании истец Байгузин С.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным, дополнив, что иного жилья, кроме спорного он не имеет.
Представитель ответчиков администрации городского округа «Город Чита» и администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. В своих возражениях ссылалась на то, что поскольку военнослужащие являются федеральными государственными служащими, связаны трудовыми отношениями не с органами местного самоуправления, а с федеральными органами государственной власти, предоставление им служебных помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного за соответствующим федеральным органом государственной власти. При передаче в муниципальную собственность служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, данные помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Кроме того, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. В отношении же спорного жилого помещения его собственником в лице администрации городского округа «Город Чита» решения о присвоении такого статуса не принималось.
Представитель третьего лица ГУ «Читинская КЭЧ района» Коренева И.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, и сторонами не оспаривается, что истец Байгузин Сергей Александрович является военнослужащим Министерства обороны РФ, в связи с чем на него распространяет свое действие установленный законодательством особый статус.
В силу ст. 1. ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Согласно ст. 2 указанного закона такой особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе, относятся супруг и несовершеннолетние дети.
Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Байгузин Сергей Александрович проходит военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ в звании капитана. Первоначально контракт о прохождении военной службы был с ним заключен после 1998г. Решением жилищной комиссии войсковой части № от 25 октября 2010 года № капитану Байгузину С.А. на состав семьи – 1 человек распределена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, освобожденная военнослужащей ФИО3
В настоящее время указанная квартир значится в реестре муниципального имущества городского округа «Город Чита». Однако суд исходит из того, что передача жилого фонда в муниципальную собственность не может нарушить прав военнослужащих на получение в пользование освободившегося жилого помещения. При таких обстоятельствах суд находит, что у истца имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо от того, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд.
Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем определении от 25 декабря 2003 г. № 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
Таким образом, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцом подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими могут быть заключен только договор найма служебного жилого помещения.
Поскольку спорное жилое помещение является служебным в силу закона, и не может быть распределено иным образом и предоставлено кому-либо иному, нежели военнослужащему, на администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» подлежит возложение обязанности по заключению с истцом договора найма служебного жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Байгузина Сергея Александровича удовлетворить.
Признать за Байгузиным Сергеем Александровичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения.
Обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с Байгузиным Сергеем Александровичем договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья В.Н. Новиков