Дело № 2-400/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 г.г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе,
председательствующего – судьи П.Н. Смолякова,
с участием представителя истца – С.А. Окульского,
при секретаре – Л.А. Мусаткиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании,
гражданское дело:
по иску Сковородинского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Сковородинский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился с указанным иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства (л.д. __________), сославшись на то, что в ходе проведённой проверки железнодорожного вокзала станции Талдан Забайкальской железной дороги и имеющихся на нём посадочных платформ установлено, что ответчиком не принимаются меры по приведению в соответствии с нормами Правил технической эксплуатации железных дорог в Российской Федерации высоты посадочных платформ, с которых осуществляется посадка и высадка пассажиров с пассажирский и пригородных поездов, принимаемых на первый, второй, третий путь от перрона, а также по приведению в соответствие с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте здания железнодорожного вокзала с целью создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов. В результате непринятия таких мер затрудняется доступ на железнодорожный вокзал и обслуживаемые на нём пассажирские поезда инвалидов. Просят признать бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») незаконным, обязать принять соответствующие меры в месячный срок.
В судебном заседании представитель истца С.А. Окульский поддержал заявленные требования по приведённым выше доводам.
Представитель ОАО «РЖД» Д.А. Лихотай, извещённый (л.д. __________) о времени и месте судебного заседания, не явился, об уважительности причин неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. С учётом части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассматривается без его участия. В предыдущем судебном заседании представил отзыв (л.д. __________), из которого следует, что иск ОАО «РЖД» не признаёт, так как испрашиваемые прокурором меры будут приняты ответчиком в ближайшее время по собственной инициативе.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как подтверждается материалами дела (л.д. __________), в ходе проверки железнодорожного вокзала станции Талдан Забайкальской железной дороги и имеющихся на нём посадочных платформ, проведённой совместно представителями Сковородинской транспортной прокуратуры и ОАО «РЖД», установлено, что ответчиком не принимаются меры по приведению в соответствии с нормами Правил технической эксплуатации железных дорог в Российской Федерации высоты посадочных платформ вокзала, с которых осуществляется посадка и высадка пассажиров с пассажирский и пригородных поездов, принимаемых на первый, второй, третий путь от перрона, а также по приведению вокзала в соответствие с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте с целью создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов, чем затрудняется доступ на вокзал и обслуживаемые на нём поезда инвалидов.
Данные обстоятельства ОАО «РЖД» в отзыве (л.д. __________) своего представителя не оспаривало, а потому суд полагает их установленными.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 2) установлено, что социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьёй 15 данного Закона определено, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В пункте 5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённых МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ-756 (далее – Правила), предусмотрено, что здания, платформы и другие сооружения и устройства для обслуживания пассажиров должны иметь архитектурно-художественный облик, обеспечивать удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров. Для прохода на пассажирские платформы в необходимых случаях должны быть пешеходные тоннели или мосты. Пассажирские и грузовые платформы, расположенные на линиях со смешанным движением пассажирских и грузовых поездов, должны в прямых участках соответствовать следующим нормам по высоте и расстоянию от оси пути: 200 мм – от уровня верха головок рельсов для низких платформ (пункт 5.3 Правил).
По постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 «О введении в действие "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» (СП 2.5.1198-03. 2.5. «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила») – пункт 3.1.17 – для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 x 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей – 90 см.
Железнодорожный вокзал станции Талдан Забайкальской железной дороги и имеющиеся на нём посадочные платформы вышеозначенным нормативным требованиям не соответствуют, что указывает на незаконность бездействия ОАО «РЖД» по принятию мер по приведению их в соответствии с данными требованиями.
Как установлено в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Испрашиваемый способов подобного присуждения ответчиком не оспорен и принимается судом как исполнимый.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ ОАО «РЖД» обязано уплатить государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобождён при подаче иска (400 рублей).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Сковородинского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствии с нормами Правил технической эксплуатации железных дорог в Российской Федерации, утверждённых МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ-756, высоты посадочных платформ станции Талдан Забайкальской железной дороги, с которых осуществляется посадка и высадка пассажиров с пассажирский и пригородных поездов, принимаемых на первый, второй, третий путь от перрона, а также мер по приведению здания вокзала железнодорожной станции Талдан в соответствие с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (СП 2.5.1198-03. 2.5. «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила») с целью создания условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу привести в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог в Российской Федерации, утверждённых МПС РФ 26.05.2000 N ЦРБ-756, высоту посадочных платформ станции Талдан Забайкальской железной дороги, с которых осуществляется посадка и высадка пассажиров с пассажирский и пригородных поездов, принимаемых на первый, второй, третий путь от перрона, до 200 мм от уровня верха головки рельса, а также привести в соответствие с Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте (СП 2.5.1198-03. 2.5. «Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила») здание железнодорожного вокзала станции Талдан Забайкальской железной дороги, оборудовав при входе пандусы и смонтировав поручни для инвалидов.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение десяти дней со дня принятия.
СудьяП.Н. СМОЛЯКОВ