Дело № 2-2278-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Чита29 марта 2011 года
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Кореневой Н.Р.,
с участием прокурора Вальсова М.Г.,
при секретаре Макаровой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Читинского района Забайкальского края в интересах инвалида ФИО1 к Читинскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации об обеспечении техническим средством реабилитации инвалидов,
у с т а н о в и л :
Прокурор Читинского района Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой Читинского района была проведена проверка исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения последних техническими средства реабилитации. В результате указанной проверки было установлено, что ФИО1, в интересах которого он обратился в суд, состоит на учёте инвалидов для обеспечения техническими средствами реабилитации и нуждается в обеспечении опорной тростью. Обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов осуществляется в неполном объеме из- за недостаточности финансирования, что является причиной не обеспечения до настоящего времени ФИО1 тростью опорной.
В своем иске прокурор просил обязать Читинский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации обеспечить ФИО1 техническим средством реабилитации – тростью опорной.
В судебном заседании прокурор Вальсов М.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что из- за недостаточного финансирования инвалид ФИО1 до настоящего времени не обеспечен техническим средством реабилитации, в связи с чем на ответчиков необходимо возложить обязанность по обеспечению ФИО1 тростью опорной.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Читинского отдела Министерства социальной защиты населения Забайкальского края не явился, о проведении судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель Министерства социальной защиты Забайкальского края Иванова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенном в письменном отзыве, пояснив суду, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации производится в рамках объема денежных средств, которые им выделяются из федерального бюджета.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Лукина Е.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что Министерство финансов не является главным распорядителем денежных средств в указанных правоотношениях, и в обязанности Министерства не входит предоставление технических средств реабилитации инвалидам в натуре, в связи с чем просила в иске прокурору отказать.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представив суду письменный отзыв, в котором иск прокурора не признали, указав, что полномочия по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации переданы Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, они в свою очередь обязательства по выделению субвенций уполномоченному органу исполнили в полном объеме. В данных правоотношениях они являются ненадлежащими ответчиками.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1, представителя Читинского отдела социальной защиты населения и представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ,
Заслушав прокурора Вальсова М.Г., представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела судом установлено, что истец ФИО1 является инвалидом и состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническим средством реабилитации, а именно тростью опорной. Из представленного суду списка инвалидов следует, что ФИО1 не обеспечен техническими средством реабилитации из-за недофинансирования. Данные обстоятельства в судебном заседании стороны не оспаривали.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.10 указанного федерального закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Статьей 11.1 названного закона установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В силу вышеприведенных положений закона предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и является федеральным полномочием.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что федеральные полномочия по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации на территории Забайкальского края осуществляет Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, являющееся уполномоченным органом Правительства Забайкальского края в системе данных правоотношений.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями.
Согласно пункту 16 указанных правил финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Согласно п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации не менее чем в объеме планируемых поступлений от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий и зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
Исполнение федеральных полномочий по обеспечению уполномоченным органом инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется этим органом только в пределах, выделенных на эти цели из федерального бюджета средств.
Обращаясь в суд с данным иском, прокурором просил обеспечить истца техническим средством реабилитации в натуре, указывая в обоснование, что истец не обеспечен тростью опорной из-за недостаточности финансирования.
В соответствии с Правилами о порядке предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1119 обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Министерством в пределах бюджетных ассигнований, переедаемых бюджету Забайкальского края в форме субвенций.
В 2011 году предоставление субвенций бюджету Забайкальского края осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1137. Согласно распределению в 2011 году субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий бюджету Забайкальского края выделено 85605, 6 тысяч рублей.
Из информации Министра социальной защиты населения Забайкальского края от 21.02.2011 года следует, что выделенный объем субвенций в 2010 году позволил обеспечить техническим средствами реабилитации 67 процентов лиц от фактически обратившихся. Сумма необеспеченной потребности за 2010 год составила 85530, 7 тыс. рублей (8456 заявок граждан) Аналогичная ситуация складывается в 2001 году, потребность в средствах на 2011 год в сумме 208118, 6 тыс. рублей, которая не обеспечена бюджетными ассигнованиям, предусмотренными бюджету Забайкальского края.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что полномочия по предоставлению технических средств реабилитации, которые являются федеральными полномочиями не могут быть возложены на Читинский отдел Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, из- за отсутствия достаточного финансирования из федерального бюджета. В силу вышеприведенных положений закона и нормативно- правовых актов Министерство может осуществлять свои полномочия только в пределах выделенных денежных средств из федерального бюджета.
В иске к Министерству финансов РФ и Министерству здравоохранения и социального развития РФ также следует отказать, поскольку в обязанности указанных органов не входит предоставление технических средств реабилитации инвалидов. Прокурором было заявлено требование именно о возложении на ответчиков обязанности обеспечить истца техническим средством путем предоставления в натуре.
При изложенных выше обстоятельствах заявленные требования прокурора по указанным им основаниям не подлежат удовлетворению, в связи с чем в иске прокурору должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Читинского района Забайкальского края в интересах ФИО1 к Читинскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского рая, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации инвалидов оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:Коренева Н.Р.