Дело № 2-1904-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 года Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Доржиевой Б.В.
при секретаре судебного заседания Барановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Мищеславского Александра Сергеевича, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних Мищеславской Ксении Александровны, Мищеславской Анны Александровны к администрации городского округа «Город Чита», администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением, заключении договора найма,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав на следующее. Он проходил военную службу в 939 ОЭТР ГУ «Читинская КЭЧ района». В очереди на получение жилого помещения состоял в Читинской КЭЧ района с ДД.ММ.ГГГГ, рапорт на постановку на учет в качестве нуждающегося был написан в жилищную комиссию войсковой части 32107. Решением жилищной комиссии ГУ «Читинская КЭЧ района» № от ДД.ММ.ГГГГ истцу и членам его семьи -дочери Мищеславской Анне Александровне ДД.ММ.ГГГГ р., дочери Мищеславской Ксении Александровне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., было выделено жилое помещение по адресу: <адрес>. Ранее в данном помещении проживал военнослужащий, который с семьей выехал на другое место жительства. Ранее спорное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинской КЭЧ района на праве оперативного управления, в настоящее время оно передано в собственность городского округа «Город Чита». Начальник Читинской КЭЧ обратился с просьбой к Администрации Центрального района городского округа «Город Чита» о заключении договора социального найма с истцом, однако в заключении договора социального найма ему было отказано, с учетом того, что данная квартира является муниципальной собственностью и распоряжаться ею имеет право орган местного самоуправления в соответствии с возложенными на него полномочиями, т.е.предоставление военнослужащим жилых помещений муниципального жилого фонда, в том числе освобождающимися ни по договорам специализированного найма, ни по договорам социального найма недопустимо по действующему законодательству.
В настоящее время истец в связи с организационно-штатными мероприятиями подлежит увольнению, выслуга его составляет более 10 лет в календарном исчислении. Постоянное место жительства им и его семьей избрано в <адрес>. Просит признать за ним и членами его семьи право пользования жилым помещением, обязать Администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ним и членами его семьи договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив суду обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении..
Представитель ответчиков - Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Центрального административного района <адрес> «Город Чита»- Печак О.Ю., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Стремецкий К.В., действущий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление (л.д._____).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, истец Мищеславский А.С. является военнослужащим.
Решением жилищной комиссии Читинской КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ № Мищеславскому А.С. предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. ).
Предоставленное истцу жилое помещение ранее также занимал военнослужащий, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.
Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий заключивший первый контракт после ДД.ММ.ГГГГ, на весь период службы обеспечивается служебным жилым помещением.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Положения данной нормы конкретизируются в абз. 3 п. 34 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", утвержденной приказом Министра Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу.
Военная служба по смыслу статьей 59 и 71 (пункт «т») Конституции РФ представляет собой особый вид федеральной, государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения и договора найма служебного жилого помещения.
Определением Конституционного Суда Российском Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О установлено что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.
Аналогичную позицию по данному вопросу высказал Верховный суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007г. утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (вопрос №).
В соответствии со ст.15 вышеназванного Закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Истец является военнослужащим, заступил на военную службу, согласно послужного списка (л.д. ) с ДД.ММ.ГГГГ, спорная квартира ранее занималась военнослужащим, затем была предоставлена в порядке улучшения жилищных условий Мищеславскому А.С., следовательно он имеет право на заключение с ним договора социального найма жилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что орган местного самоуправления, уклонился от решения вопроса об установлении порядка распределения жилья, освобождаемого военнослужащими, что не соответствует закону и влечет за собой нарушение прав граждан, проходящих военную службу по контракту.
На основании изложенного, учитывая, что спорное жилое помещение распределено Мищеславскому А.С. с соблюдением установленного порядка, не нарушает ничьих прав, суд приходит к выводу о том, что за истцом должно быть признано право пользования спорным жилым помещением.
Также подлежат удовлетворению требования истца в части возложения на администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» обязанности по заключению с ним договора социального найма жилого помещения, так как в силу вышеназванных законов предоставление квартиры истцу на иных условиях невозможно.
руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Мищеславским Александром Сергеевичем и членами его семьи – Мищеславской Анной Александровной, Мищеславской Ксении Александровной право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Обязать Администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с Мищеславским Александром Сергеевичем, членами его семьи - Мищеславской Анной Александровой, Мищеславской Ксенией Александровной договор социального найма жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.
СудьяБ.В.Доржиева