Дело№2- 903-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 марта 2011 годаг. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьиЦОКТОЕВОЙ О.В.,
при секретареКРАВЦОВОЙ Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района г. Читы в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству образования Забайкальского края, Администрации городского округа «Город Чита», Комитету образования Администрации ГО «Город Чита», Комитету по финансам Администрации ГО «Город Чита», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №46», МОУ «Центр Образования», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить общеобразовательные учреждения учебниками,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ингодинского района г. Читы обратился в суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований указано на следующее.
Прокуратурой Ингодинского района г. Читы в муниципальных общеобразовательных учреждениях «Средняя общеобразовательная школа №1», «Средняя общеобразовательная школа №10», «Средняя общеобразовательная школа №11», «Средняя общеобразовательная школа №13», «Средняя общеобразовательная школа №14», «Средняя общеобразовательная школа №16», «Средняя общеобразовательная школа №18», «Средняя общеобразовательная школа №29», «Средняя общеобразовательная школа №42», «Средняя общеобразовательная школа №46», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №31», расположенных на территории Ингодинского района г. Читы проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения общедоступности, обязательности, бесплатности и безопасности общего образования детей.
В ходе проверки установлено, что во всех указанных муниципальных общеобразовательных учреждениях допускаются нарушения законодательства об образовании, а именно: учащиеся школ ненадлежащим образом обеспечиваются учебниками, вследствие чего родители детей вынуждены приобретать учебники за счет собственных средств. Сложившаяся ситуация с ненадлежащим обеспечением учащихся учебниками и учебными пособиями свидетельствует о бездействии ответчиков по реализации в полном объеме государственных гарантий прав граждан на общедоступное и бесплатное образование. Не обеспечение учащихся общеобразовательных учреждений Ингодинского района г. Читы бесплатными учебниками и учебными пособиями нарушает их право на получение бесплатного общего образования.
Просит суд признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» по обеспечению в полном объеме общеобразовательных учреждений Ингодинского района г. Читы учебниками и учебными пособиями. Обязать администрацию городского округа «Город Чита» произвести расчет суммы, необходимой для приобретения в полном объеме учебников и учебных пособий и обеспечения ими общеобразовательных учреждений Ингодинского района г. Читы в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Министерство финансов Забайкальского края выделить за счет Средств казны Забайкальского края в бюджет администрации городского округа «Город Чита» денежные средства на приобретение учебников и учебных пособий для муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа №1», «Средняя общеобразовательная школа №10», «Средняя общеобразовательная школа №11», «Средняя общеобразовательная школа №13», «Средняя общеобразовательная школа №14», «Средняя общеобразовательная школа №16», «Средняя общеобразовательная школа №18», «Средняя общеобразовательная школа №29», «Средняя общеобразовательная школа №42», «Средняя общеобразовательная школа №46», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №31» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать муниципальные общеобразовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», «Средняя общеобразовательная школа №10», «Средняя общеобразовательная школа №11», «Средняя общеобразовательная школа №13», «Средняя общеобразовательная школа №14», «Средняя общеобразовательная школа №16», «Средняя общеобразовательная школа №18», «Средняя общеобразовательная школа №29», «Средняя общеобразовательная школа №42», «Средняя общеобразовательная школа №46», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №31» и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на выделенные денежные средства учебники и учебные пособия в течение 2 месяцев с момента поступления денежных средств в бюджет администрации городского округа «Город Чита».
Предъявляя настоящие требования, истец указал на то, что Министерство финансов Забайкальского края в соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федераций за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Кроме того, истец ссылается на то, что Администрация городского округа «Город Чита» является учредителем образовательных учреждений, в которых были выявлены нарушения.
В ходе судебного разбирательства судом привлечены в качестве соответчика Правительство Забайкальского края, в качестве 3-х лиц на стороне ответчиков Министерство образования Забайкальского края, Комитет финансов Администрации ГО «Город Чита» ( л.д._____).
10.02.20011г прокурор уточнил исковые требования ( л.д.____).
Представитель прокуратуры поддержал требования в уточненном виде, просил иск удовлетворить.
Представители образовательных учреждений считают требования прокурора обоснованными, поскольку их школы не обеспечены учебниками и учебными пособиями в полном объеме не обеспечены, большинство учебников приобретаются законными представителя учащихся школ.
Представитель Комитета образования Администрации ГО «Город Чита» иск не признал, считает, что деньги выделяются на основании заявок, поступающих из школ.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края иск не признал, пояснил, что денежные средства выделялись на основании заявок, которые поступают из школ, Комитета образования ГО «Город Чита», Министерства образования Забайкальского края.
Представитель Министерства образования Забайкальского края, Правительства Забайкальского края считает требования прокурора обоснованными, однако, пояснил, что выделение денежных средств напрямую зависит от сведений в представленных заявках.
Представитель Администрации ГО «Город Чита», Комитета по финансам Администрации ГО «Город Чита» иск не признал, пояснил, что денежные средства передаются в Комитет образования и школы в том объеме, котором поступают из Министерства финансов Забайкальского края.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в период с 20 сентября 2010 года по 20 октября 2010 года на основании задания прокуратуры Забайкальского края в муниципальных образовательных учреждениях «Средняя общеобразовательная школа №1», «Средняя общеобразовательная школа №10», «Средняя общеобразовательная школа №11», «Средняя общеобразовательная школа № 13», «Средняя общеобразовательная школа №14», «Средняя общеобразовательная школа № 16», «Средняя общеобразовательная школа №18», «Средняя общеобразовательная школа №29», «Средняя общеобразовательная школа №42», «Средняя общеобразовательная школа №46», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №31» проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения общедоступности, обязательности, бесплатности и безопасности общего образования детей. В результате проверки были выявлены нарушения требований законодательства о бесплатности общего образования. Имеет место ненадлежащее обеспечение учащихся учебниками, вследствие чего родители детей вынуждены приобретать учебники за счет собственных средств. Указанные нарушения отражены в соответствующем акте (л.д.___).
Предписанием, выданным 22 октября 2010 года, Комитету образования Администрации городского округа «Город Чита» было предложено принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (л.д.___).
Согласно представленному в материалы дела письму Комитета образования администрации городского округа «город Чита» от 15.11.2010, адресованному заместителю прокурора Ингодинского района г. Читы, устранение выявленных нарушений, связанных с бесплатным обеспечением учебниками учащихся общеобразовательных учреждений Ингодинского района г. Читы невозможно, по причине недостаточного финансирования таких расходов из бюджета субъекта (л.д.___).
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском, указав ответчиками Министерство финансов Забайкальского края и Администрацию городского округа «Город Чита», сославшись на то, что к ведению Министерства финансов Забайкальского края отнесено, в том числе обеспечение расходов на учебники и учебные пособия. Пунктом 2 Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2009 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан па получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2008 № 176 установлено, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края.
Администрация городского округа «Город Чита», является учредителем образовательных учреждений. Субвенция, выделяемая на учебники и учебные пособия, включается именно в бюджет городского округа «Город Чита», послечегоадминистрациейрассчитываютсяразмерысредств необходимыедляобеспечения учебникамии учебнымипособиями конкретного образовательного учреждения.
В силу частей 1, 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Аналогичные нормы закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Постановлении Правительства РФ от 19.03.2001№196«ОбутвержденииТиповогоположения общеобразовательном учреждении».
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических, условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п.п. 2, 3 ст. 5); граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образованиявгосударственныхилимуниципальныхобразовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований (п. 7 ст. 50); обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образованияв общеобразовательных, учреждениях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования. Указанные полномочия осуществляются органами государственной власти субъектов РФ посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (п.п. 6.1 п. 1 ст. 29); к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса (п.п. 1 п. 2ст. 32).
Типовым положением об общеобразовательным учреждении установлено, что обучающиеся в государственном и муниципальном общеобразовательных учреждениях имеют право на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами (п. 49).
Согласно п.3 названного Положения общеобразовательное учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Таким образом, действующим законодательством закреплены государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт нарушения Закона «Об образовании», документального подтверждения того, что нарушения выявленные в ходе проведенной проверки, устранены не представлено.
В ходе судебного разбирательства факт нарушения требований Конституции РФ и вышеуказанных законов нашел подтверждение: из представленных документов муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа №1», «Средняя общеобразовательная школа №10», «Средняя общеобразовательная школа №11», «Средняя общеобразовательная школа №13», «Средняя общеобразовательная школа №14», «Средняя общеобразовательная школа №16», «Средняя общеобразовательная школа №18», «Средняя общеобразовательная школа №29», «Средняя общеобразовательная школа №42», «Средняя общеобразовательная школа №46», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №31» следует, что учебниками и учебными пособиями они в полном объеме не обеспечены ( л.д._____).
В обязанности муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа №1», «Средняя общеобразовательная школа №10», «Средняя общеобразовательная школа №11», «Средняя общеобразовательная школа №13», «Средняя общеобразовательная школа №14», «Средняя общеобразовательная школа №16», «Средняя общеобразовательная школа №18», «Средняя общеобразовательная школа №29», «Средняя общеобразовательная школа №42», «Средняя общеобразовательная школа №46», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №31», Комитета образования ГО «Город Чита», Администрации ГО «Город Чита», Министерства образования Забайкальского края входит составление заявок на финансирования с учетом реальной обеспеченности школ учебниками и учебных пособий.
Обязанностью Правительства и Министерства финансов Забайкальского края является принятие заявок и выделение необходимых денежных средств на приобретение учебников и учебных пособий.
Требования прокурора в части определения конкретного срока исполнения решения суда нельзя признать обоснованными, поскольку сроки исполнения судебных решений предусмотрены ФЗ «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Ингодинского района г. Читы удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, администрации городского округа «Город Чита» по обеспечению в полном объеме общеобразовательных учреждений Ингодинского района г. Читы учебниками и учебными пособиями.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» произвести расчет суммы, необходимой для приобретения в полном объеме учебников и учебных пособий и обеспечения ими общеобразовательных учреждений Ингодинского района г. Читы.
Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выделить за счет средств казны Забайкальского края в бюджет администрации городского округа «Город Чита» денежные средства на приобретение учебников и учебных пособий для муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа №1», «Средняя общеобразовательная школа №10», «Средняя общеобразовательная школа №11», «Средняя общеобразовательная школа №13», «Средняя общеобразовательная школа №14», «Средняя общеобразовательная школа №16», «Средняя общеобразовательная школа №18», «Средняя общеобразовательная школа №29», «Средняя общеобразовательная школа №42», «Средняя общеобразовательная школа №46», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №31» для обеспечения ими общеобразовательных учреждений Ингодинского района г. Читы в полном объеме.
Обязать муниципальные общеобразовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», «Средняя общеобразовательная школа №10», «Средняя общеобразовательная школа №11», «Средняя общеобразовательная школа №13», «Средняя общеобразовательная школа №14», «Средняя общеобразовательная школа №16», «Средняя общеобразовательная школа №18», «Средняя общеобразовательная школа №29», «Средняя общеобразовательная школа №42», «Средняя общеобразовательная школа №46», «Центр образования», «Начальная общеобразовательная школа №31» и администрацию городского округа «Город Чита» приобрести на выделенные денежные средства учебники и учебные пособия с момента поступления денежных средств в бюджет администрации городского округа «Город Чита» для обеспечения учащихся в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
СудьяЦОКТОЕВА О.В.