о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, финансировании (дети-сироты)



Дело № 2-2486-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«06» апреля 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьиНовикова В.Н.,

при секретареМалкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Комеровой Татьяны Владимировны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Комерова Т.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. В период своего несовершеннолетнего возраста она осталась без попечения родителей, в связи с чем постановлением управляющего Ингодинским административным округом от 15.12.1998г. над ней была установлена опека, опекуном назначена ФИО5 С 15.12.2004г. Комерова Т.В. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ее учетный номер №, однако жильем до настоящего времени она не обеспечена. Просит суд обязать ответчиков предоставить ей благоустроенную квартиру по нормам предоставления жилья на условиях договора социального найма, обязать Министерство финансов Забайкальского края выдать денежные средства для финансирования покупки квартиры.

В судебное заседание истец Комерова Т.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.

В судебное заседание представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Печак О.Ю., действующей на основании доверенности, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации городского округа «Город Чита», а также возражения на иск, в которых она указывает на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ. Законом Забайкальского края №304-ЗЗК от 18.12.2009г. администрация городского округа «Город Чита» наделена государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Численность зарегистрированных детей-сирот в настоящее время во внеочередном списке на получение жилья составляет более 2 000 человек, перечисленных субвенций для осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями недостаточно. Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Просила суд в иске отказать.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Зотова Д.А., действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на иск, в которых он указывает на то, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. № 450-ЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50 638,8 тыс. руб., из которых бюджету городского округа «Город Чита» - 15 595,6 тыс. руб. Просил признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по делу, и в иске к нему отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков администрации городского округа «Город Чита», Правительства Забайкальского края.

В судебном заседании представитель истца Данилова Л.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования подержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные вышеизложенным, просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Средства, предусмотренные законом о краевом бюджете на 2010, 2011 годы направлены в бюджет городского округа «Город Чита» в полном объеме, что подтверждается представленными платежными поручениями, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края этой категории 2010-2011гг. исполнены надлежащим образом. Фактов недофинансирования указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. На основании вышеизложенного, во избежание повторного взыскания денежных средств уже перечисленных Министерством финансов Забайкальского края муниципальному бюджету, просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, Комерова Татьяна Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее мать ФИО2 умерла 04.08.2001г., отец ФИО3 решением Ингодинского районного суда г. Читы от 28.04.2003г. лишен родительских прав, впоследствии 02.01.2011г. умер. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением управляющего Ингодинским административным округом г. Читы от 15.12.1998г. над несовершеннолетней Комеровой Т.В. учреждена опека, опекуном назначена ФИО5, при этом жилая площадь за несовершеннолетней не закреплялась ввиду отсутствия. В 2003г. истица окончила Среднюю общеобразовательную школу № 36 г. Читы.

Согласно справке управления строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» Комерова Т.В. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с 15.12.2004г., ее учетный номер № То обстоятельство, что такое помещение до настоящего времени истице не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки Комеровой Т.В. на учет в качестве нуждающейся.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края, а Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться в черте города Читы, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комеровой Татьяны Владимировны удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Комеровой Татьяне Владимировне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Чита общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающей санитарным и техническим нормам.

Обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать приобретение жилого помещения для Комеровой Татьяны Владимировны.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

СудьяВ. Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200