о внеочередном предоставлении жилого помещения



ДЕЛО № 2-2946-2011г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2011г

Центральный районный суд г. Читы в составе:

Председательствующего судьиЦОКТОЕВОЙ О.В.

При секретареКРАВЦОВОЙ Л.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Черновского района г. Читы в интересах Бурдуковского Виктора Дмитриевича к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее: Бурдуковский В.Д. обратился в прокуратуру по вопросу предоставления ему жилого помещения в связи с расселением ветхого жилья. В ходе проверки установлено, что заявитель проживает по адресу: г. Чита, ул.Журавлева, д. №, кВ. №, которое признано непригодным. Просил суд обязать Администрацию ГО «Город Чита» предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 51,3 кв.м.

Представитель прокуратуры Попова Г.В. иск поддержала.

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» Сильванович И.Н. исковые требования не признала, пояснила, что требование о предоставлении другого жилья площадью необоснованными, т.к. истец не состоит на учете граждан. Просила суд в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Из материалов дела следует, что истец проживает по адресу: г. Чита, ул.Журавлева, д. 28, кв. 8.

Из представленных в судебном заседании истцом Бурдуковским В.Д. документов следует, что его дом признан непригодным на основании распоряжении Мэра города Чита № 2238-Р от 01.09.2008г, согласно данным технического паспорта его квартира состоит из 2-х жилых комнат, коридора, кухни, общей площадью 51,3 кв.м. ( л.д._____).

Согласно справки, представленной представителем ответчика, истец на учете граждан по улучшению жилищных условий не состоит ( л.д._____).

Представителем ответчика не оспаривалось, что дом, в котором проживает истец, признан непригодным, по настоящее время ему другое жилое помещение не предоставлено.

В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма - определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ: это органы местного самоуправления.

Исходя из содержания приведенных норм закона, органом исполнительной власти по месту жительства истца, в чью обязанность входит обеспечение его жилым помещением, является Администрация городского округа «Город Чита».

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В данном случае истец и члены его семьи (мама) проживали по договору социального найма в спорном жилом помещении, площадь которого составляет 51,3 кв.м., следовательно, именно такой площадью истцу и должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Чита, в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя Администрации ГО «Город Чита» о том, что истцу необходимо отказать в иске в связи с отсутствием сведений о постановке истца на учет граждан, суд считает несостоятельными по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. (ст. 40, "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.д. (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 N 20-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 и от 05.03.2009 N 376-О-П).

Вопрос об обеспечении жильем граждан решается органами местного самоуправления либо в судебном порядке на основании заявлений заинтересованных в предоставлении жилья лиц.

В данном случае Бурдуковский В.Д. обратился в суд и представил документ, подтверждающий факт признания в установленном законом порядке его жилья непригодным, доказательств того, что жилищные права истца восстановлены, ответчиком не представлены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Черновского района г. Читы в интересах Бурдуковского Виктора Дмитриевича удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Бурдуковскому Виктору Дмитриевичу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Чита, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 51,3 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы в Центральный районный суд г. Чита.

СудьяЦОКТОЕВА О.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200