ДЕЛО № 2-2854-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 мая 2011 годаг. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
Председательствующего судьиЦОКТОЕВОЙ О.В.
При секретареКРАВЦОВОЙ Л.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Скогорева Алексея Васильевича к Администрации Центрального района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещении, об обязании заключить договор найма служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратился в суд с указанным требованием, ссылаясь на то, что он является военнослужащим. Состоит на очереди на получение жилого помещения в ФГУ «2-я Читинская КЭЧ района». Решением жилищной комиссии в/ч 16980 от 21.10.2010 ему было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, Каштак, ДОС №, кВ. №. Ранее это жилое помещение занимал военнослужащий мосин, котрый выехал на другое место жительства.
Ранее указанное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинская КЭЧ района на праве оперативного управления. В настоящее время оно передано в собственность городского округа «Город Чита». Просит суд признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Чита, Каштак, ДОС №, кв. №, а также обязать администрацию Центрального административного района городского округа «Город Чита» заключить с ним договор найма служебного жилого помещения.
Истец иск поддержал.
Представитель ФГУ «2-я Читинская КЭЧ района МО РФ» в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, представитель Администрации Центрального района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие данных лиц.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено и сторонами не оспорено, что истец является военнослужащим, в связи с чем на него распространяет свое действие установленный законодательством особый статус.
Так, ст. 1. ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Согласно ст. 2 указанного закона такой особый статус распространяется не только на самих военнослужащих, но и членов их семей. При этом к членам семьи военнослужащего, в том числе, относятся супруг и несовершеннолетние дети.
Одной из гарантий, составляющей особый статус военнослужащего, является право на жилище, установленное ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В силу указанной статьи государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Как установлено в ходе рассмотрения, истец проходит военную службу в в/ч 16980, Решением жилищной комиссии в/ч 16980 от 21.10.2010 ему было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Чита, Каштак, ДОС №, кв. №.
Материалами дела установлено, что ранее указанную квартиру занимал военнослужащий.
При таких обстоятельствах суд находит, что у истца имеется право пользования указанным жилым помещением в порядке повторного заселения, независимо оттого, что оно в настоящее время входит в муниципальный жилищный фонд.
Так, обеспечение жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. В своем Определении от 25 декабря 2003 г. N 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Как указывалось выше, законодательством о статусе военнослужащих за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится законодателем в зависимость от принадлежности жилых помещений именно к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Изменения же в законодательстве, связанные с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отменило положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
При этом в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за истцами подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими может быть заключен только договор найма служебного жилого помещения.
В остальной части иска отказать за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Скогорева А.В. к Администрации Центрального района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещении, об обязании заключить договор найма служебного жилого помещения удовлетворить частично.
Признать за Скогоревым Алексеем Васильевичем право пользования жилым помещением по адресу: г. Чита, Каштак, ДОС№, кв. №
В остальной части иска отказать
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд.
СудьяЦОКТОЕВА О.В.