О признании незаконным решения органа государственной власти



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.А.,

при секретареПанковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Игнатенко Марии Александровны и Иончевой Елены Стефановны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным отказа по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Иончевой Е.С. и Игнатенко М.А., мотивируя следующим. Иончева Е.С. и Игнатенко М.А. являются бывшими несовершеннолетними узницами фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны и инвалидами 2 группы. Иончева Е.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> Игнатенко М.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>. Постановлением администрации сельского поселения <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно Иончева Е.С. и Игнатенко М.А. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в соответствующий список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Однако, решением комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского краю от ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко М.А. отказано в предоставлении жилого помещения в собственность, а решением от ДД.ММ.ГГГГ Иончевой Е.С. отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Полагая указанный отказ необоснованным, заместитель прокурора Забайкальского края просил признать отказ комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в предоставлении Игнатенко М.А. жилого помещения в собственность, а также в предоставлении Иончевой Е.С. единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность незаконным и обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению мер социальной поддержки населения по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов устранить допущенные нарушения, препятствующие осуществлению Иончевой Е.С. и Игнатенко М.А. законных прав.

В судебном заседании прокурор отдела Антипенко А.А. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что п. 8 ст. 154 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Согласно пп. 4 п. 1 ФЗ «О ветеранах» мера социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилье представляется инвалидам Великой отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. По указанным основаниям отказ в предоставлении Игнатенко М.А. и Иончевой Е.С. социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета является незаконным. Также пояснила, что Иончева Е.С., кроме того, имеет право на предоставление указанных мер социальной поддержки как вдова участника Великой Отечественной войны. Просила заявление удовлетворить.

Представитель Иончевой Е.С. – Лобова И.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования и доводы заместителя прокурора Забайкальского края поддержала.

Представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Полагала отказ в предоставлении Игнатенко М.А. жилья в собственность и в выплате Иончевой Е.С. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета правомерным, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Суду пояснила, что главным распорядителем средств федерального бюджета в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны является Министерство регионального развития России. Своим письмом от 19.03.2010г. названное Министерство указало, что несовершеннолетние узники концлагерей за счет бюджетных средств в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» жильем не обеспечиваются.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, согласно удостоверению серии № № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверению серии № № от ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко М.А. и Иончева Е.С. являются бывшими несовершеннолетними узницами фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Кроме того, согласно представленным суду документам, Игнатенко М.А. и Иончева Е.С. признаны инвалидами 2 группы по общему заболеванию.

Иончева Е.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>

Игнатенко М.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, общей площадью <данные изъяты>м., расположенном по адресу: <адрес>.

Распоряжением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко М.А., признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включены в соответствующий список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Аналогичное решение о постановке на учет принято постановлением администрации сельского поселения «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Иончевой Е.С.

Заявляя требования о признании отказов в предоставлении Игнатенко М.А. и Иончевой Е.С. мер социальной поддержки по обеспечению жильем, заместитель прокурора Забайкальского края ссылается на то, что, как на Игнатенко М.А., так и на Иончеву Е.С. распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Однако с данным доводом заместителя прокурора суд не считает возможным согласиться в силу следующего.

В соответствии с пп. 4 п. 1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 06.05.2010г. № 79-ФЗ), распространяющимся на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 года, предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу п. 3.1 ст. 23.2 указанного закона по письменным заявлениям инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

При этом в указанном перечне не предусмотрено право бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами, на выплаты денежных компенсаций.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Кроме того, Правительству Российской Федерации поручено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра, а также предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

В целях реализации данного Указа Президента Российской Федерации было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 472-р которым определено направить бюджетные ассигнования в размере 34531608,3 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных частью 5 статьи 24 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Как следует из письма Министерства регионального развития России от 19.03.2010г. № 10496-СК/07, законодатель, наделяя лиц из числа несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не подлежат.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.10.2010 г. № 1427-О-О, Постановлении от 27.01.2004 года № П-1 указал, что если нормативный акт принят во исполнение полномочий, возложенных на Правительство Российской Федерации непосредственно федеральным законом, по вопросу не получившему содержательной регламентации в этом законе, именно на основании такого полномочия Правительство Российской Федерации осуществляет правовое регулирование соответствующих общественных отношений (так называемое делегированное регулирование).

Указанное дает основание суду полагать, что положения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» носят адресный характер и распространяются только на лиц, непосредственно в нем перечисленных, к каковым Игнатенко М.А. и Иончева Е.С. как бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не относятся.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных заместителем прокурора Забайкальского края требований не имеется.

Доводы прокурора Антипенко А.А., изложенные в судебном заседании, о том, что отказ комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении Иончевой Е.С. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения является неправомерным также и потому, что последняя, помимо того, что признана бывшим несовершеннолетние узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, является вдовой участника Великой Отечественной войны, суд полагает несостоятельными.

В соответствии с п.3.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения осуществляется по письменным заявлениям указанных граждан.

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Лобова И.Н., действующая в интересах Иончевой Е.С. на основании доверенности, от лица последней обратилась в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, указав в качестве основания признание Иончевой Е.С. бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д.______).

На наличие иных оснований для предоставления единовременной денежной выплаты в названном заявлении указаний не содержится.

Представителем Иончевой Е.С. – Лобовой И.Н. в суде также не отрицалось то обстоятельство, что с требованием о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья как вдове участника Великой Отечественной войны Иончева Е.С. не обращалась.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии у Иончевой Е.С. права на предоставление ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» как вдовы участника Великой Отечественной войны у комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

Кроме того, возможность реализации Иончевой Е.С. права на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в собственность по указанному основанию не утрачена в настоящее время, что подтверждено в суде представителем Министерства социальной защиты населения Забайкальского края.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований заместителю прокурора Забайкальского края в интересах Игнатенко Марии Александровны и Иончевой Елены Стефановны к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным отказа по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи жалобы или протеста в Центральный районный суд г.Читы.

Судья:Журавлева Н.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200