о признании незаконным отказа в предоставлении на праве собственности земельного участка.



№ 2-2346-2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 марта 2011 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьиИванец С.В.

при секретаре судебного заседания Сафроновой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по заявлению Гораш Юрия Николаевича о признании незаконным отказа департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в предоставлении на праве собственности земельного участка,

установил:

Гораш Ю.Н. обратился в суд с вышеназванным заявлением, мотивируя тем, что 02 декабря 2010 года департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края вынес решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Чита <адрес> Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что на второй объект недвижимости – двухэтажное здание, расположенное на спорном земельном участке, не представлены документы, подтверждающие право собственности на данный объект. Поскольку указанным решением нарушено право заявителя иметь в собственности земельный участок, он просил признать незаконным отказ Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в предоставлении на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, 1<адрес> взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу Гораш Ю.Н. государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя Травкин В.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, суду дал пояснения аналогичные содержанию заявления, предоставил дополнение, согласно которому просил признать отказ Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края незаконным, т.к. нарушает положения ст. ст. 22 и 28 Земельного кодекса РФ, согласно которым земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии с п.3 ст. 36 Земельного кодекса РФ заявитель, являющийся собственником жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке имеет исключительное право на приватизацию земельного участка.

Представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Беляева Ю.Н., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, суду предоставила письменные возражения.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для признания отказа в предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным, при этом суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела согласно свидетельству о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 17.08.2009 за Гораш Ю.Н., на основании решения мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного района г. Читы от 27.05.2009 было зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества - часть жилого дома, расположенного по адресу:г. Чита <адрес> (л.д._______).

Гораш Ю.Н. обратился в Департамент государственного имущества и земельных отношений с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом.

Сообщением от 02.12.2010 Департамент государственного имущества и земельных отношений отказал Гораш Ю.Н. в предоставлении земельного участка общую долевую собственность. В качестве мотивации своих действий Департамент сослался на то, что помимо жилого дома, принадлежащего на праве собственности заявителю, на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, документы, удостоверяющие права на который Гораш Ю.Н. представлены не были.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ и перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.07.2007 № 370, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке к заявлению в частности, должны быть приложены кадастровый план и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение.

Таким образом, земельным законодательством императивно установлен порядок оформления прав на земельные участки. Другой порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности законодательством не установлен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие земельные участки.

Судом установлено, и материалы дела подтверждают, что заявитель не представил в департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края документы, подтверждающие право собственности Гораш Ю.Н. на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке. Правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, а именно объект незавершенного строительства (двухэтажное здание) в материалах дела отсутствуют. Кадастровый план земельного участка не может являться таковым, поскольку представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края установил несоответствие содержания представленных документов ст. 36 Земельного кодекса РФ и в рамках представленных ему полномочий правомерно отказало в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность.

При указанных обстоятельствах заявление Гораш Ю.Н. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления Гораш Юрия Николаевича о признании незаконным отказа Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в предоставлении на праве собственности земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Читы.

СудьяС.В. Иванец

-32300: transport error - HTTP status code was not 200