Дело № 2-222-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2011 года г. Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующегоКалашниковой Т.А.,
при секретареСтрамиловой Я.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцева Виктора Валерьевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии с момента обращения в пенсионный орган и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию,
Установил:
Казанцев В.В. обратился в суд с выше названном иском мотивируя следующим.
Казанцев Виктор Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 20 апреля 2010 года обратился за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в УПФ РФ в городе Чите (государственное учреждение) Забайкальского края (межрайонное).
Протоколом заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) № 1459 от 02.06.2010 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.9 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием специального стажа. Страховой стаж принят ответчиком в объеме 34 года 8 месяцев 22 дня.
Он не согласен с исключением из специального стажа периодов работы в плавсоставе с 7 сентября 1972 года по 1 мая 1973 года в должности и.о. 2-го помощника командира 2-го помощника механика з/с «Портовый-5», с 2 мая 1973 года по 4 мая 1975 года в должности механика 2-го помощника командира з/с «Портовый-5», с 5 мая 1975 года по 21 февраля 1977 года, с 23 марта 1977 года по 9 ноября 1977 года, с 11 декабря 1977 года по 8 марта 1978 года, с 18 апреля 1978 года по 2 января 1983 года, с 6 января 1983 года по 2 мая 1983 года в должности и.о. командира механика з/с «Портовый-5». Дробность периодов связана с исключением из специального стажа учебных отпусков: с 22 февраля 1977 года по 22 марта 1977 года, с 10 ноября 1977 года по 10 декабря 1977 года, с 9 марта 1978 года по 17 апреля 1978 года и отпуска без сохранения заработной платы с 3 января 1983 года по 7 января 1983 года.
Просит суд включить спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, признать за ним право на пенсию в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения за пенсией 20 апреля 2010 года.
В судебном заседании истец и его представитель Дряева Л.В., действующая на основании доверенности свои исковые требования уточнили, просили дополнительно исключить периоды нахождения в отпусках без содержания с 2 января 1973 года по 3 января 1973 года и с 2 августа 1979 года по 9 августа 1979 года(л.д._____). В остальной части требования поддержали.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Ткачук Ю.И., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований истца, считает, что в пенсии истцу отказано правомерно, спорные периоды работы истца не подтверждены документально как специальный стаж. Вопрос о назначении истцу пенсии рассматривался с позиций пп.9 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно архивной справке № 350 от 19.03.2010 г. не прослеживается постоянная занятость истца в плавсоставе судна. Кроме того, не представлено доказательств, что судно, на котором работал истец, не является торговым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательного, разъездного, пригородного и внутригородского сообщений. Справки, выданные судовладельцем, какие сооружения относятся к судам, работа в которых дает плавсоставу право на досрочное пенсионное обеспечение, не представлены заявителем.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Трудовые пенсии назначаются на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ФЗ-173 от 17.12.2001 г.
Досрочная трудовая пенсия по старости работникам речных портов и речных пароходств может назначаться по нескольким основаниям.
Так в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по имеют застрахованные лица, проработавшие (мужчины не менее 12 лет и 6 месяцев, женщины - не менее 10 лет) в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеющие страховой стаж соответственно 25 и 20 лет.
Список работ, дающих право на пенсию, не утверждался. Такое право имеют все работники, входящие в плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением судов, поименованных в данной правовой норме). Как определяет п. 1 ст. 7 Кодекса торгового мореплавателя, судном именуется «самоходное или несамоходное плавучее сооружение».
Для назначения плавсоставу досрочной пенсии достаточно уточняющей справки с места работы, что данная должность или профессия относится к плавсоставу, а судно не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Основанием для выдачи такой справки может служить приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов (п. 6.3 Указания Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" (Социальная защита. 1997. № 9).
Наименование профессий и должностей работников, входящих в плавсостав, значения не имеет. Плавсостав утверждается на каждый тип судна судовладельцем. В него, как правило, входят не только члены машинной команды, но и иные работники, состоящие в штате экипажа судна. Это капитан, другие лица командного и рядового состава, т.е. работники, обеспечивающие управление движением, живучесть и безопасность эксплуатации судна, а также обслуживающие как личный состав судна, так и пассажиров.
В специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой.
К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями; межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта; нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 6 октября 1992 г., когда вступила в действие ст. 167 КЗоТ в редакции, исключающей такую возможность); временной нетрудоспособности; нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу (см. п. 9 указания Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»).
В данной правовой норме указаны виды судов, плавсостав которых правом на досрочную пенсию не пользуется. Портовые суда входят в состав флота порта и выполняют специфические функции, связанные с деятельностью порта. Инструктивным письмом Департамента морского транспорта и Совета профсоюзов работников водного транспорта РФ от 27 июля 1992 г. № СМ-39/1223 судовладельцам рекомендовано своими приказами (распоряжениями) ежегодно определять перечень судов, постоянно работающих только в акватории порта. К служебно-вспомогательным относятся суда, выполняющие работы по обслуживанию и обеспечению эксплуатации других судов, буксировке плавучих средств, дебаркадеров и т.д. (если эти работы не включались в план перевозок грузов), береговых сооружений и акваторий портов.
Разъездными (служебно-разъездными) именуются суда, не находящиеся в коммерческой эксплуатации, а предназначенные для обеспечения служебной деятельности персонала судовладельца. Суда пригородного и внутригородского сообщения используются для перевозки пассажиров между городом и прилегающими к нему пригородными населенными пунктами, расположенными на водных путях, либо соответственно между пунктами, находящимися в черте города. (В.Г. Белякин. Пенсия работникам транспорта. Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 5. С. 98 – 100).
Таким образом, вопрос о досрочном пенсионном обеспечении работников плавсостава судов морского и речного флота (флота внутриводного транспорта) и флота рыбной промышленности (рыбопромыслового флота) в одном случае решается в зависимости от того, где производятся работы этими судами, в другом случае - в зависимости от вида выполняемых работ.
Из содержания п.п. 9 п. 1 ст. 27 вытекает, что трудовая пенсия по старости назначается досрочно плавсоставу тех судов, которые выполняют работы согласно их предназначению, за пределами акватории порта. Это обусловливается тем, что данные работы производятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в акватории порта, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не пользуется.
Имеет также существенное значение, какие именно работы выполняются судами, указанными в данном подпункте. Плавсоставу судов, задачей которых является обслуживание и обеспечение других судов и деятельности персонала судовладельца (такие суда относятся к служебно-вспомогательным и разъездным), работающих как на акватории порта, так и за ее пределами, досрочное пенсионное обеспечение не установлено. Это связано с тем, что работа плавсостава таких судов протекает в условиях, более благоприятных в сравнении с условиями труда работников плавсостава судов, пользующихся правом на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости. Не имеет права на досрочное пенсионное обеспечение также плавсостав судов внутригородского и пригородного сообщения.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, материалами отказного пенсионного дела подтверждается, что 20 апреля 2010 года по достижении возраста 56 лет истец обратился к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчиком было зачтено в страховой стаж 29 лет 7 месяцев 09 дней, в специальный стаж - 7 лет 5 месяцев 25 дня. Протоколом заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) № 1459 от 02.06.2010 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.9 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием специального стажа. Спорные периоды работы истца в распечатке страхового стажа из материалов отказного пенсионного дела с 7 сентября 1972 года по 1 января 1973 года, с 4 января 1973 года по 1 мая 1973 года в должности и.о. 2-го помощника командира 2-го помощника механика з/с «Портовый-5», с 2 мая 1973 года по 4 мая 1975 года в должности механика 2-го помощника командира з/с «Портовый-5», с 5 мая 1975 года по 21 февраля 1977 года, с 23 марта 1977 года по 9 ноября 1977 года, с 11 декабря 1977 года по 8 марта 1978 года, с 18 апреля 1978 года по 01 августа 1979 года, с 10 августа 1979 года по 2 января 1983 года, с 6 января 1983 года по 2 мая 1983 года в должности и.о. командира механика з/с «Портовый-5»., показаны без льготы по пенсионному обеспечению.
Суд полагает спорные периоды работы истца подлежащими включению в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, как работа в плавсоставе судов речного флота соответствующая позиции «механики и их помощники» раздела XXX «Транспорт» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173
Из трудовой книжки истца суд усматривает, что в периоды с 7 сентября 1972 г. по 2 мая 1983 года истец работал на разных должностях: и.о. 2-го помощника командира – 2-го помощника механика, механика-2-го помощника командира, и.о.командира - механика. Все указанные должности относятся к плавсоставу (помощник механика, механик). Командир, помощник командира – это звания плавсостава речного флота. Судно, на котором он работал в указанный период, земснаряд «Портовый-5» является судном специализированного назначения: занималось добычей песчано-гравийной смеси за пределами акватории порта, на отдаленных участках («Кручина» и т.д.).
Советская энциклопедия (Москва, 1980) дает следующее понятие: «землесосный снаряд (земснаряд) – судно технического флота, всасывает грунт из-под воды в виде гидросмеси (пульпы) и транспортирует его. Основной агрегат земснаряда – грунтовый насос. Применяется для дноуглубительных работ, разработки россыпей и др.».
Согласно пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Пункт 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173 устанавливает, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом выполнения которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.01г., применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91г. № 10.
Правительство Российской Федерации своим Постановлением № 239 от 24 апреля 2003 года разрешило применять Список № 1 производств, цехов и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями) при назначении пенсий за периоды работы до 1 января 1992 года.
Разделом XXX "Транспорт" Список № 2 от 22 августа 1956 года № 1173 в подразделе 3 «Речной флот» право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено плавсоставу судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) механикам и их помощникам.
Из диплома судоводителя №1511 (л.д.____) суд установил, что на основании положения о дипломировании командного состава судов Министерства речного флота РСФСР и постановления квалификационной комиссии при Амурском пароходстве протоколом 10-73 от 11.05.1973 г. Казанцев В.В. имел право занимать должности 2 штурмана - 2 помощника механика первой группы судов речного флота (район плавания – р. Ингода).
Согласно диплому судоводителя № 2316 (л.д.____) на основании положения о дипломировании командного состава судов Министерства речного флота РСФСР и постановления квалификационной комиссии при Амурском речном пароходстве протоколом 13-76 от 11.05.1973 г. Казанцев В.В. имел право занимать должности командира-механика земснарядов первой группы судов речного флота.
В 1978 году истец окончил полный курс Благовещенского речного училища Министерства речного флота РСФСР по специальности «Судовождение на внутренних водных путях» с присвоением квалификации «техника-судоводителя с правом эксплуатации судовых силовых установок»(л.д._____).
Из указанных документов следует, что Казанцев В.В. был дипломированным судоводителем, и должности помощника командира-помощника механика, командира-механика, относятся к плавсоставу.
На основании архивной справки № 53 от 30.12.2010г.(л.д.____), выданной Муниципальным архивом Администрации муниципального района «Сретинский район», судом установлено, что в спорный период истцу выплачивалась надбавка плавсостава на основании Письма МРФ № 21-3-124/604 от 21.12.1976г., к очередному отпуску предоставлялось дополнительно 6 дней за работу с ненормированным рабочим днем и 6 дней за вредные условия труда., предоставлялись отгульные дни за навигацию. По лицевым счетам за спорный период установлены отпуска за навигацию, доплата за отдаленность, что также подтверждает работу в штате судна, отнесение должностей к плавсоставу.
До 1 января 1992 года не требуется подтверждения работы в льготной должности в течение полного рабочего дня.
Кроме того, судом исследовано гражданское дело № № по иску ФИО10. к УПФР в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края, из которого следует, что ФИО11 в тот же период работал на том же судне земснаряд «Портовый-5» в должностях 2 помощника командира-2 помощника механика, 1 помощника капитана - 1 помощника механика, командиром, и указанный период ему засчитан в специальный стаж как работа в плавсоставе на судах речного флота.
Все юридически значимые обстоятельства судом установлены.
Специальный стаж Казанцева В.В. составляет: за период работы в плавсоставе с 7 сентября 1972 г. по 2 мая 1983 года – 10 лет 7 месяцев 6 дней, за исключением учебных отпусков и отпусков без сохранения заработной платы – 10 лет 3 месяца 20 дней, что достаточно для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.2 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчине при достижении возраста 56 лет при страховом стаже более 25 лет (34 года 8 месяцев 22 дня).
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.2 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца возникло 26 июня 2009 года.
В силу ст. 19 названного Федерального закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Оценив все выше установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Казанцев В.В. фактически обладал правом на досрочное назначение пенсии при обращении с заявлением о назначении такой пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) 20 апреля 2010 года. Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости согласно абз.2 пп.2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ должна быть ему назначена с даты обращения 20 апреля 2010 года в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, поскольку ст. 19 того же Закона гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Казанцева Виктора Валерьевича удовлетворить.
Включить периоды работы Казанцева Виктора Валерьевича с 7 сентября 1972 года по 1 января 1973 года, с 4 января 1973 года по 1 мая 1973 года в должности и.о. 2-го помощника командира 2-го помощника механика з/с «Портовый-5», с 2 мая 1973 года по 4 мая 1975 года в должности механика 2-го помощника командира з/с «Портовый-5», с 5 мая 1975 года по 21 февраля 1977 года, с 23 марта 1977 года по 9 ноября 1977 года, с 11 декабря 1977 года по 8 марта 1978 года, с 18 апреля 1978 года по 01 августа 1979 года, с 10 августа 1979 года по 2 января 1983 года, с 6 января 1983 года по 2 мая 1983 года в должности и.о. командира механика з/с «Портовый-5»., в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.2 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как работу в плавсоставе судов речного флота соответствующую позиции «механики и их помощники» раздела XXX «Транспорт» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, исключив периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы: с 02.01.1973г. по 03.01.1973г.(2 дня), с 02.08.1979г. по 09.08.1979г.(8 дней).
Признать за Казанцевым Виктором Валерьевичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с абз.2 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 20 апреля 2010 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Казанцеву Виктору Валерьевичу досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с абз.2 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 20 апреля 2010 года.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней через Центральный районный суд г. Читы.
Судья:Т.А.Калашникова