о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-2198-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

11 апреля 2011 г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,

при секретаре Панковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по Константиновой Надежды Викторовны к администрации городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Константинова Н.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ трагически погибла, отец в актовой записи о рождении не значится. Своего жилья Константинова Н.В. не имеет, состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, ее учетный номер - №. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита», Правительство Забайкальского края предоставить ей жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры в соответствии с социальными нормами, обязать Министерство финансов Забайкальского края произвести финансирование для приобретения жилой площади.

В судебном заседании Константинова Н.В. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, отвечающей санитарным нормам и требованиям, предъявляемым жилищным законодательством, площадью не менее 25 кв.м. в г. Чита.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Следовательно, на момент обращения с иском в суд, Константиновой Н.В. исполнилось 29 лет, таким образом, она не относится ни к одной из категорий лиц, предусмотренных указанным выше законом, и следовательно не обладает правом на внеочередное обеспечение жильем., 1990 года рождения, является лицом, из числа-детей сирот. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Зотова Д.А. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором он исковые требования не признал, мотивируя тем, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету городского округа «Город Чита» предусмотрено 15630,7 тыс. рублей. Согласно ст. 20 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать.

Ответчик администрация городского округа «Город Чита», надлежаще извещенный о дате, времени и мете судебного заседания, в суд своего представителя не направил, от представителя Печак О.Ю. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на заявленные исковые требования, в которых исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее мать, ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в актовой записи о рождении ребенка не значится. После заключения брака с ФИО8, ФИО2 присвоена фамилия ФИО8. Согласно справке жилищного отдела управления строительства, транспорта и связи комитета градостроительства и развития социальной инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита», Константинова Н.В. состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, на сегодняшний день ее учетный номер – 123 (л.д._____).

То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени Константиновой Н.В. не предоставлено, а также обоснованность постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в суде не оспаривалось, доказательств иному ответчиками не представлено.

По месту прохождения службы в войсковой части <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Константинова Н.В. жильем не обеспечивалась (л.д._____).

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация городского округа «Город Чита». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истице жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к конкретному населенному пункту, изолированным, находиться в черте г. Читы и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Константиновой Надежды Викторовны удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Константиновой Надежде Викторовне изолированное, благоустроенное жилое помещение в черте города Читы, общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края произвести финансирование на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья О.Н. Копеистова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200