о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1984-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

13 апреля 2011 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,

при секретаре Панковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Читинского района обратился в суд в интересах Никифоровой Е.В. с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Никифорова Е.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 решением Читинского районного суда лишена в отношении нее родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ, после пребывания в ГОУ «Колочнинский детский дом», Никифоровоа Е.В. поступила на обучение в ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж». Своего жилья Никифорова Е.В. не имеет, временно зарегистрирована у бабушки своего гражданского мужа ФИО7 по адресу: <адрес>. В настоящее время, ФИО7, являясь собственником указанного жилого помещения намерена его продать. Постановлением Главы администрации сельского поселения «Маккавеевское» № от ДД.ММ.ГГГГ Никифорова Е.В. поставлена на учет на получение жилья в целях реализации права на внеочередное предоставление жилья для детей-сирот, однако жильем до настоящего времени не обеспечена. Просит суд обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Никифоровой Е.В., жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека на территории Читинского района, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Никифоровой Е.В.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Гудковой Н.Г. в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором она указывает на то, что Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. №450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Читинский район» предусмотрено 1500,4 тыс. рублей. Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Следовательно, на момент обращения с иском в суд, Никифорова Е.В., 1990 года рождения, является лицом, из числа-детей сирот. Указанной категории лиц жилые помещения вне очереди не предоставляются. Никифорова Е.В. вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). Просит в удовлетворении иска отказать.

Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Зотова Д.А. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором он исковые требования не признал, мотивируя тем, что Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, поскольку данная обязанность действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края от 23.12.2010г. «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 50638,8 тыс. рублей, из которых бюджету муниципального района «Читинский район» предусмотрено 1500,4 тыс. рублей. Согласно ст. 20 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Просил суд в иске к Правительству Забайкальского края отказать.

Ответчик администрация муниципального района «Читинский район», надлежаще извещенный о дате, времени и мете судебного заседания, в суд своего представителя не направил, причины неявки не сообщил.

Никифорова Е.В., прокурор Читинского района, надлежаще извещенные о дате судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Прокурор представил заявление об уточнении исковых требований, просил обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Никифоровой Е.В. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м.) на территории Читинского района, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением Никифоровой Е.В.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Как установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее мать ФИО2 решением Читинского районного суда лишена в отношении ФИО1 родительских прав, отец – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы муниципального образования «Читинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 устроена в детское государственное учреждение, при этом жилая площадь за ней и ее сестрой ФИО4 жилое помещение не закреплено. Постановления Главы муниципального образования «Читинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО1, А.В. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемым по договорам социального найма администрацией сельского поселения «Маккавеевское», имеющих право на очередное (внеочередное) предоставление жилого помещения (номер очереди 22).

После пребывания в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Колочнинский детский дом» ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ поступила на обучение в ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж», которое окончила ДД.ММ.ГГГГ То обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени ФИО1 не предоставлено, а также обоснованность постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в суде не оспаривалось, доказательств иному ответчиками не представлено.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Совета муниципального района «Читинский район» от 21.04.2006г. № 121 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому площадь предоставляемого истице жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к конкретному населенному пункту, изолированным, находиться на территории муниципального района «Читинский район» и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Читинского района в интересах Никифоровой Екатерины Валентиновны удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Никифоровой Екатерине Валентиновне изолированное, благоустроенное применительно к конкретному населенному пункту, жилое помещение в черте муниципального района «Читинский район», общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Министерство финансов, Правительство Забайкальского края обеспечить финансирование приобретения жилья.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья О.Н. Копеистова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200