о включении периодов работы в стаж



Дело № 2-591-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года г. Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего Калашниковой Т.А.,

при секретаре Страмиловой Я.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубаковой Нины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, взыскании судебных расходов,

У с т а н о в и л :

Истица обратилась в суд с вышеназванными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. 12.08.2010г. истица обратилась в пенсионный орган с заявлением для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. На момент обращения в пенсионный орган Зубакова Н.Н. имеет трудового стажа по работе с детьми, согласно Трудовой книжке, 25 лет 11 месяцев 18 дней. Период с 01.09.1988 по 31.07.1991 г. Зубакова Н.Н. проработала в должности организатора внеклассной работы с педагогической нагрузкой в должности учителя - 9 часов в неделю в Дарасунской средней школе №3.

Комиссия Пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Зубковой Н.Н. отказала по причине отсутствия требуемого специального стажа работы, так как должность организатора внеклассной работы не предусмотрена законодательством.

Истец считает отказ Комиссии Пенсионного фонда неправомерным просит: включить период работы Зубаковой Н.Н. с 01.09.1988 по 31.07.1991 г. в стаж педагогической деятельности дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) назначить Зубаковой Н.Н. трудовую пенсию по старости; взыскать с ответчика стоимость оформления нотариальной доверенности в размере 600 (шестьсот) рублей; взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей; и расходы по оплате услуг представителя в размере 7.000 рублей.

В судебное заседание истица не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, подав заявление(л.д.______).

Представитель истца Некрасова Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнила, просила: признать недействительным протокол Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края № 2558 от 29.09.2010 г.; включить период работы Зубаковой Н.Н. в должности "организатора внеклассной работы" с 01.09.1988 по 23.01.1989 г.г. в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии; включить период нахождения Зубаковой Н.Н. в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет с 24.01.1989 по 26.09.1990 г.г. в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии; включить период нахождения Зубаковой Н.Н. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 27.09.1990 по 31.07.1991 г.г. в стаж педагогической деятельности, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края назначить Зубаковой Н.Н. трудовую пенсию по старости с 11.08.2010г. с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости; взыскать с ответчика судебные издержки в размере 8 200 руб., из которых: 600 руб. - стоимость нотариальных услуг; 600 руб. - оплата государственной пошлины; 7000 рублей - стоимость услуг представителя(л.д.______), подержав заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, хотя извещен о месте и времени рассмотрения дела, судом уважительных причин неявки не установлено. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Ткачук Ю.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, представив письменный отзыв(л.д.______). В удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы деля, суд приходит к следующему.

Досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. На момент обращения в пенсионный орган Зубакова Н.Н. имеет трудового стажа по работе с детьми, согласно Трудовой книжке АТ-IV №, 25 лет 11 месяцев 18 дней. Период с 01.09.1988 по 31.07.1991 г. Зубакова Н.Н. проработала в должности организатора внеклассной работы с педагогической нагрузкой в должности учителя 9 часов в неделю в Дарасунской средней школе №3.

Комиссия Пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Зубковой Н.Н. отказала по причине отсутствия требуемого специального стажа работы, так как должность организатора внеклассной работы не предусмотрена законодательством.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом(часть 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Пункт 3 Правил утверждает, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ № 781.

Пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 определил, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Согласно утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на указанную пенсию имеют лица работающие в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют лица, работающие в должности «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».

Наименование должности «организатор внеклассной работы» не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

Согласно утвержденных Приказом Министерства просвещения СССР от 20 февраля 1978 года № 24 квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми имел в спорный период следующие должностные обязанности:

- Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Организует учебу актива школьников по отдельным видам внеклассной работы. Оказывает методическую помощь учителям, классным руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы. Организует обмен опытом работы классных руководителей, обобщает и распространяет передовой опыт воспитательной работы. Устанавливает связь с предприятиями и организациями, осуществляющими шефство над школой, внешкольными учреждениями, жилищно-эксплуатационными организациями в целях использования их для проведения воспитательных мероприятий. Организует вовлечение учащихся в различные кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях, поддерживает связь с руководителями этих кружков и секций.

- Должен знать: постановления и решения партии, правительства, ЦК ВЛКСМ, приказы, распоряжения и другие нормативные документы вышестоящих органов по организации и совершенствованию учебно-воспитательной работы школы; советскую педагогику и педагогическую психологию; содержание и методы воспитательной работы; основы трудового законодательства.

В Сводной ведомости тарификации работников административного и учебно-вспомогательного персонала школ (Приказ Минпроса СССР от 16.05.1985 № 94 (ред. от 08.06.1990) других должностей, кроме как «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», не имеется.

Также в общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих, утвержденного и введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 г. № 016 (дата введения с 1 января 1987 года) предусмотрена работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

Как следует из письма из Министерства просвещения СССР ото 19 июня 1967 года № 52-М «Об организаторе внеклассной и внешкольной работы с детьми», в связи с поступающими запросами по поводу введения в школах должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми Министерство просвещения СССР сообщает следующее:

- должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вводится во всех средних школах и школах-интернатах, в том числе и вновь открываемых, если типовыми штатами предусмотрена в них должность заместителя директора по производственному обучению;

- в школах, имеющих производственную базу для трудового и политехнического обучения, а также необходимые условия для получения профессии учащимися IX - X классов по той или иной специальности, может быть сохранена должность заместителя директора по производственному обучению. В этом случае должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы не вводится.

- Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми назначается по представлению директора школы районным (городским) отделом народного образования из числа лиц, имеющих законченное высшее образование, как правило, педагогическое, и опыт работы с детьми. Назначение его на должность согласовывается с РК (ГК) КПСС.

- Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми осуществляет свою деятельность под руководством директора школы и в тесном контакте с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и с общественными организациями школы.

- Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми несет ответственность за организацию воспитательного процесса во внеурочное время. Наряду с директором школы и его заместителями осуществляет руководство деятельностью педагогического коллектива школы по формированию коммунистического мировоззрения школьников, воспитанию коммунистического отношения к учению, труду, развитию нравственных и эстетических качеств и физическому совершенствованию.

В этих целях организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми:

- организует и направляет деятельность учителей I - IV и классных руководителей V - X классов по воспитательной работе с учащимися во внеурочное время как в школе, так и вне ее;

- планирует внеклассную и внешкольную работу и совместно с учителями начальных классов, классными руководителями и другими педагогическими работниками школы обеспечивает ее выполнение;

- опирается во всей своей деятельности на комсомольскую и пионерскую организации;

- организует и координирует внеклассную и внешкольную работу с учащимися, привлекая к этой работе культурно-просветительные учреждения, общественные и спортивные организации предприятий, ЖЭКов, совхозов, колхозов в микрорайоне деятельности школы;

- совместно с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе, старшим пионерским вожатым, родительским комитетом, советами содействия семье и школе привлекает родителей, деятелей науки, техники, искусства, спорта, новаторов производства и других представителей общественности для непосредственной воспитательной работы с учащимися во внеурочное время;

- совместно с заместителями директора школы организует работу по профессиональной ориентации учащихся;

- максимально использует для воспитательной работы с детьми и подростками материальную базу школы и других объектов микрорайона (дома культуры, спортивные залы, стадионы и т.д.);

- поддерживает тесные связи с партийными, советскими, комсомольскими, профсоюзными органами по вопросам воспитания учащихся.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми:

- пользуется всеми льготами и преимуществами, установленными для заместителей директоров школ, коммунальными услугами, продолжительностью очередных отпусков, пенсионным обеспечением и др.

Выходной день и время отпуска организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми устанавливается директором по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных условий работы школы.

Должностные оклады организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми устанавливаются на уровне окладов заместителей директоров по учебно-воспитательной работе с учетом контингента учащихся с I по X (XI) классы.

Ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляет, что правовое значение для определения стажа, дающего право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, имеет вид деятельности, а не правовой статус учреждения», в котором трудился работник.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены в п. 1.1. среди общеобразовательных учреждений «школы всех наименований». В разделе «Наименование должностей» предусмотрены должности: «заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом», «заведующий учебной частью», «организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми», «воспитатель в группе продленного дня», «учитель».

Действительно в разделе «Наименование должностей» Списка № 781 от 29.10.2002 года не предусмотрена должность – «организатор внеклассной и внешкольной работы». Однако в период работы истицы в данной должности дает право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку она работала именно с детьми и несоответствие записи в трудовой книжке, произведенной работодателем, не может ставиться в вину истицы и не могут нарушаться ее пенсионные права.

Исходя из указанных выше обстоятельствах Истица в период 01.09.1988 по 31.07.1991 г. осуществляла педагогическую деятельность, занималась внеклассной и внешкольной воспитательной работой с детьми, а в трудовой книжке Зубаковой Н.Н. содержатся неправильные, ошибочные и неточные данные в наименовании должности в указанный период ее работы, так как не соответствуют наименованию должности: «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», указанной в общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих, утвержденного и введенного в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 г. № 016 и других указанных выше документах.

Обязанности Истицы на должности организатора внеклассной работы совпадают с обязанностями должности организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работой с детьми. Тем самым период работы Зубаковой Н.Н. с 01.09.1988 по 31.07.1991 г. должен быть включен в стаж педагогической деятельности дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как в указанный период она занималась внеклассной и внешкольной воспитательной работой с детьми.

В части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 24.01.1989 по 26.09.1990 г.г. и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 27.09.1990 по 31.07.1991 г.г., требования подлежат удовлетворению, поскольку до 06.10.1992г. до принятия Закона РФ от 25.09.1992г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данный закон вступил в законную силу с 06.10.1992г. и с этого момента период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, дополнительно, подлежит зачету для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установленный в судебном заседании специальный стаж истца в объеме 2 лет 9 месяца 28 дней. При бесспорно принятом ответчиком специальном стаже – 22 лет 10 месяцев 11 дня, специальный стаж истца на дату обращения за пенсией составляет 25 год 8 месяцев 09 дней, что достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 г. женщине в возрасте 50 лет.

На дату обращения за пенсией истица достигла возраста 50 лет, обладала необходимым страховым (более 25 лет) и специальным (более 25 лет) стажем для назначения досрочной трудовой пенсией по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.

Вместе с тем п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. На дату обращения за пенсией истец обладал правом на указанную пенсию и пенсия должна быть назначена с даты обращения за ней с 12 августа 2010 года.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истицы понесенные в связи с рассмотрением дела: по оплате госпошлины – 600 руб., за оформление нотариальной доверенности – 600 руб.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ с ответчика подлежат возмещению расходы истца понесенные на услуги представителя. Руководствуясь принципами разумности и справедливости, с учетом обстоятельств дела и объемом выполненной работы, суд считает возможным взыскать с ответчика 3.000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительным протокол Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) № 2558 от 29.09.2010 г.

Включить период работы Зубаковой Нины Николаевны в должности "организатора внеклассной работы" с 01.09.1988 по 23.01.1989 г.г. в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии; включить период нахождения Зубаковой Нины Николаевны в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет с 24.01.1989 по 26.09.1990 г.г. и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет с 27.09.1990 по 31.07.1991 г.г. в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Зубаковой Нине Николаевне трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в

Российской Федерации» с 12.08.2010г. с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) в пользу Зубаковой Нины Николаевны судебные издержки в размере 600 руб. – стоимость нотариальных услуг, 600 руб. - оплата государственной пошлины, 3.000 рублей - стоимость услуг представителя, всего взыскать 4.200 руб., в остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Т.А. Калашникова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200