о понуждении произвести расчет земельного налога, исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка



Дело № 2-592-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2011 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

Председательствующего судьи Копеистовой О.Н.

при секретаре Коевой Ю.С.

с участием представителя истца Серышевой Н.В. – Войтенко Н.В., действующей на основании доверенности от 12 октября 2010 года,

представителей ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Забайкальскому краю Епихина А.С., действующего на основании доверенности от 29 июля 2010 года, Кучиной Г.В., действующей на основании доверенности от 25 ноября 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску Серышевой Надежды Владимировны к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о понуждении произвести расчет кадастровой стоимости земельного участка, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по г. Чита о понуждении произвести расчет земельного налога, исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Серышева Н.В. обратилась в суд с указанным заявлением. В обоснование заявленных требований указано на следующие обстоятельства. Истцу на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, данный земельный участок предоставлен для использования и обслуживания станции технического обслуживания. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Также заявительнице на праве собственности принадлежит станция технического обслуживания, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец получил налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому она за 2009 г. обязана оплатить земельный налог в размере 67493 руб. 28 коп. Получив уведомление, заявительница посчитала, что сумма налога необоснованно завышена. При устной беседе с представителем налогового органа она выяснила, что сумма налога увеличилась в связи с тем, что изменилась кадастровая стоимость земельного участка, и на сегодняшний день она составляет 6748990 руб. 95 коп.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости), в котором кадастровая стоимость земельного участка действительно составляет 6 748 990 руб. 95 коп.

Не согласившись с расчетом кадастровой стоимости земельного участка, Серышева Н.В. обратилась в Росреестр с требованием произвести проверку правильности исчисления кадастровой стоимости земельного участка.

В ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ из Росреестра был получен ответ о том, что действительно кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана неверно, и может быть обжалована в суде.

Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана неверно, неверно был рассчитан и земельный налог.

Считает, действиями Росреестра нарушены права и законные интересы истца, повлекшие неверное исчисление налога и неправомерное взыскание денежных средств, чем нарушены имущественные права.

Просит признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, выразившиеся в исчислении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с нарушением действующего законодательства; обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Серышевой Н.В., а именно в соответствии с действующим законодательством произвести расчет кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отразить данную стоимость в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> признать незаконным решение Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по <адрес> о взыскании с Серышевой Н.В. земельного налога в размере 67493,28 рублей за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером: <данные изъяты>; обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № по <адрес> устранить допущенное нарушение прав Серышевой Н.В., а именно: произвести расчет земельного налога исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: <данные изъяты>.

Истец Серышева Н.В. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, о причинах неявки не сообщила. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца с участием представителя Серышевой Н.В. - Войтенко Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца Войтенко Н.В., действующая на основании доверенности требования поддержала в полном объеме, просит признать незаконными действия Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата», выразившиеся в исчислении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с нарушением действующего законодательства. Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Серышевой Н.В., а именно в соответствии с действующим законодательством произвести расчет кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отразить данную стоимость в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты>, признать не подлежащими применению сведения государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> размере 6748990,95 руб., исходя из стоимости 1 кв. м, равной 5464,77 руб. с даты их внесения в указанный кадастр; признать незаконным решение Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по <адрес> о взыскании с Серышевой Н.В. земельного налога в размере 67493,28 рублей за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером: <данные изъяты> обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № по <адрес> устранить допущенное нарушение прав Серышевой Н.В., а именно: произвести расчет земельного налога исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: <данные изъяты> При этом представитель истца указал, что расчет кадастровой стоимости земельного участка был выполнен в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от ДД.ММ.ГГГГ №. Рассматриваемый земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования №»земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», для которых среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земли составило 5464 руб.7 коп.. Истец полагает, что данный земельный участок должен быть отнесен к виду разрешенного использования № «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок», так как в соответствии со статьей 346.27 Налогового Кодекса РФ услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не являются бытовыми услугами. Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности внесения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 6748990 руб. 95 коп..

Представители ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> просили отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующее. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> рассчитана в соответствии с нормативно - правовыми актами и в пределах полномочий установленных Уставом (утвержден приказом Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с изменениями приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> В связи с тем, что рассматриваемый земельный участок не вошел в Перечень земельных участков, подлежащих оценке, было рассчитано среднее (взвешенное по площади) значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков этого вида разрешенного использования по населенному пункту. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> «для обслуживания и использования нежилого здания станции технического обслуживания» относится к 5 группе типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов". Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> рассчитана путем умножения удельного показателя 5 группы <данные изъяты> на значение площади <данные изъяты> и равна 6748990,95 руб. Исключение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> приведет к нарушению принципа земельного законодательства и отсутствию поступлений земельного налога в бюджет г. Читы, поскольку сумма земельного налога подлежит исчислению как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы - кадастровой стоимости. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием в действиях Учреждения нарушений норм законодательства.

Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю своего представителя в судебное заседание не направил, причину неявки не сообщил, о дате рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель пояснил, что в 2007 году во исполнение Закона Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЧО «Об областной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» на территории Читинской области проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок Серышевой Н.В. не был включен в перечень объектов оценки, так как в представленных ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Читинской области кадастровых планах территорий по г. Чите земельный участок отсутствовал, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана по среднему уровню кадастровой стоимости 1 кв.м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов Забайкальского края. В действиях настоящего ответчика какие-либо противоправные действия отсутствуют.

Ответчик Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № по г.Чите своего представителя в судебное заседание не направил, причину неявки не сообщил до судебного заседания представили отзыв на заявление, возразили против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на следующее. Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № произвела расчет суммы земельного налога в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно действующему законодательству, на основании представленной Управлением федеральной кадастровой службы госрегистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю кадастровой стоимости земельного участка. Сумма налога может быть пересмотрена в случае предоставления иной кадастровой стоимости земельного участка.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Правительство Забайкальского края своего представителя в судебное заседание не направил, причину неявки не сообщил до судебного заседания представили отзыв на заявление, возразив против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на следующее. Согласно пунктам 2, 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. По представлению Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Читинской области от ДД.ММ.ГГГГ № и представления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Агинскому Бурятскому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ №, Правительством Забайкальского края были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №). Спорный земельный участок в исходный Перечень земельных участков, подлежащих оценки, не вошел. Управление Росреестра по Забайкальскому краю подтвердило в своем письме, что кадастровая стоимость по спорному земельному участку определена ФГУ «Земельная кадастровая палата» неправомерно.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Серышева Н.В. имеет в собственности объект права - станция технического обслуживания с сервисным назначением, общей площадью <данные изъяты>.м. по адресу: Забайкальский край г.Чита, Центральный административный район <адрес>, пом.1 (л.д. ), на основании свидетельства о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Серышева Н.В. имеет в собственности 2/3 доли в праве собственности на объект права - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания и использования нежилого здания станции технического обслуживания, общей площадью 1 235 кв.м. по адресу: <адрес>, Центральный административный район <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Серышевой Н.В. было направлено налоговое уведомление № об уплате физическим лицом земельного налога за 2009 год в размере 67493 руб. 28 коп..

Согласно расчету налог был исчислен из налоговой базы - 6748991 руб, с применением налоговой ставки 1.5.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп.7 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ч.1 ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 392 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

На основании п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Организацию проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы согласно Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".

Из представленного в материалы дела Устава федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Читинской области, утвержденного приказом Роснедвижимости от 24.01.2005г. № П/0008 с изменениями приказа Росреестра от 03.11.2010 г. № П/547, а именно из пункта 5.1.3., 5.1.4. раздела 5 следует, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Читинской области имеет право принимать решения о проведении, отказе либо приостановлении проведения государственного кадастрового учета; ставить на учет вновь образованные объекты кадастрового учета, осуществлять кадастровый учет текущих изменений характеристик существующих объектов учета; а также снимать с кадастрового учета прекратившие существование объекты кадастрового учета(л.д._____).

На основании приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152, в случае если в кадастровом квартале отсутствуют земельные участки одного из видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.15 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 г. N 39, для такого кадастрового квартала рассчитывается среднее (взвешенное по площади) значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков этого вида разрешенного использования по населенному пункту.

Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 116 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» утвержден результат государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края - средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов Забайкальского края.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Согласно пункту 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель методические указания по кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти.

Как следует из пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 16 видов разрешенного использования. По представлению Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Читинской области от 13 октября 2008 года №2-14-2520 и представления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Агинскому Бурятскому автономному округу от 06 ноября 2008 года № 320, Правительством Забайкальского края были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» (постановление от 16 декабря 2008 № 116). Спорный земельный участок в исходный Перечень земельных участков, подлежащих оценки, не вошел.

Как установлено в судебном заседании объект права Серышевой Н.В. - станция технического обслуживания с сервисным назначением, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, Центральный административный район <адрес>

В соответствии с Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки «для обслуживания и использования нежилого здания станции технического обслуживания» относится к 5 виду типового перечня видов разрешенного использования «земельные участка, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», в состав которого входят земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования..

Кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 1 235 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>., рассчитана исходя из умножения площади указанного объекта и удельного показателя 5 группы - 5464,77 руб., что составило 6748990,95 руб..

Оснований для отнесения земельного участка к иному виду типового перечня видов разрешенного использования, в том числе к виду разрешенного использования № 9 «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок», не имеется

Таким образом, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 2 произвела расчет суммы земельного налога в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно действующему законодательству, на основании представленной Управлением федеральной кадастровой службы госрегистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю кадастровой стоимости земельного участка.

Ставка налога применена правильно и составляет 1.5 процента, что соответствует требованиям ст. 394 Налогового Кодекса РФ.

Оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований Серышевой Надежды Владимировны к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о понуждении произвести расчет кадастровой стоимости земельного участка, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по г. Чита о понуждении произвести расчет земельного налога, исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья О.Н.Копеистова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200