о включении периодов работы в стаж



Дело № 2-1147-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 года Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьиКалашниковой Т.А.,

при секретареСтрамиловой Я.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рекуновой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное Учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначении пенсии,

Установил:

Рекунова Т.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя его следующим.

07.07.2010 года истица обратилась в Управление ПФР (ГУ) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Протоколами начальника УПФР (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) № 2873 от 26.10.2010 г. и № 3413 от 14.12.2010 г. ей было отказано в назначении указанного вида пенсии в связи с недостаточностью специального стажа: 10 лет 2 месяца 08 дней при страховом стаже 31 год 5 месяцев 08 дней.

Период ее работы с 15.08.1983 г. по 22.09.1998г. в должности воспитателя в детском комбинате № 52 Читинской ГРЭС не засчитан в специальный стаж, так как, по мнению пенсионного органа, наименование учреждения «детский комбинат» не предусмотрено Списками образовательных учреждений, работа в которых дает право педагогическим работникам на льготное пенсионное обеспечение.

Истица не согласна с отказом в назначении пенсии, считает, что ее работа воспитателем в детском комбинате № 52 должна быть включена в специальный стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как учреждение выполняло функции дошкольного образовательного учреждения детских яслей-сада, работа в котором дает право на льготное пенсионное обеспечение.

Просит суд обязать ответчика включить период ее работы с 15.08.1983 г. по 22.09.1998г. воспитателем в детском комбинате № 52 Читинской ГРЭС в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании истица исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Ткачук Ю.И., действующая на основании доверенности, исковые требования Рекуновой Т.В. не признала, суду пояснила, что Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, а также Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г № 781, такое учреждение как «детский комбинат», не предусмотрено. Списки ограничительные расширенному толкованию не подлежит, территориальный орган пенсионного обеспечения не вправе устанавливать тождество наименований должностей, такое право предоставлено только Министерству труда по согласованию с Пенсионным фондом РФ. Запись, внесенную работодателем в трудовую книжку застрахованного лица Рекуновой Т.В. о переименовании учреждения детский комбинат № 52 с момента ввода в эксплуатацию с декабря 1970 года на основании инвентарной карточки № 2325 в детские ясли-сад № 52 неправомерной. Считает, что приказ, изданный Минтопэнерго РФ РАО ЕЭС России Департамент Сбирьэнерго ТЭЦ-1 АО «Читаэнерго» № 735 от 23.09.1998 г., вносящий изменения в ранее утвержденные и действовавшие учредительные документы и штатное расписание учреждения, является противоречащим и не соответствующим закону, так как закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Поэтому, по мнению пенсионного органа, никакое исправление наименования учреждения в трудовых книжках недопустимо. В соответствии с актом проверки № 347 от 22.09.2010 г. в штатных расписаниях за 1980-1998 годы значится «детский комбинат», Рекунова Т.В. – «воспитатель» и правом на включение спорного периода в педагогический стаж для назначения льготной пенсии не обладает. Просит суд отказать в исковых требованиях Рекуновой Т.В. в полном объеме, представив письменный отзыв (л.д.____).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве)направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены в п. 1.8. среди дошкольных общеобразовательных учреждений «детские сады всех наименований, ясли-сад, детские ясли», в разделе «Наименование должностей» должности: «воспитатель» и «медсестра ясельной группы».

Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781, определяет, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ № 781.

Согласно пункту 4 Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., в специальный стаж для назначения льготной пенсии засчитывается работа в соответствующих должностях следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений и других организаций, не предусмотренных Списком: среди прочих в таких структурных подразделениях как детские сады, сады- ясли, детские ясли.

Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждений страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что Рекунова Т.В. действительно, 07.07.2010 г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Протоколами начальника УПФР (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) № 2873 от 26.10.2010 г. и № 3413 от 14.12.2010 г. ей было отказано в назначении указанного вида пенсии в связи с недостаточностью специального стажа: 10 лет 2 месяца 08 дней, при определенных законом необходимых 25 лет для соответствующего вида пенсии.

Суд полагает возможным и необходимым засчитать в специальный стаж педагогической деятельности Рекуновой Т.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 15.08.1983 г. по 22.09.1998г. в должности воспитателя в детском комбинате № 52 Читинской ГРЭС, функционировавшем с момента ввода в эксплуатацию в декабре 1970 года как детские ясли-сад.

Суд приходит к такому выводу на основании анализа трудовой книжки, приказа директора ТЭЦ-1 № 735 от 23.09.1998 г., уточняющей льготный характер работы истицы справки № 09-358 от 31.08.2010 г., акта проверки № 347 от 22.09.2010 г., нормативных актов, действовавших в период работы истицы.

Из трудовой книжки истицы (записи №№ 3-7) судом установлено, что истица с 15.08.1983 г. (пр.№ 3-101 от 16.08.83 ) по 10.09.1999 г. (пр.№ 2-210 от 10.09.99) работала воспитателем в детском комбинате № 52 Читинской ГРЭС, который согласно записи № 6 приказом директора ТЭЦ-1 № 735 от 23.09.1998 г. наименован с момента ввода в эксплуатацию с декабря 1970 года : «детские ясли-сад № 52».

Судом исследован приказ директора ТЭЦ-1 № 735 от 23.09.1998 г., из которого установлено: детский комбинат № 52 Читинской ГРЭС вводился в эксплуатацию в декабре 1970 года согласно типовому проекту 2С-04-8 Новосибирского отделения Архитектурно-проектной мастерской на Детские ясли-сад на 280 мест с дневным пребыванием детей от 1965г. и в соответствии с приказом Министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 г. № 103 (приложение 1).

Из акта проверки № 347 от 22.09.2010г. суд усматривает, что в инвентарной карточке № 2325 значится «детский сад-ясли на 280 мест поселок ГРЭС г. Чита», заполнена в январе 1971 г. Согласно личной карточке формы Т-2 и лицевых счетов Рекунова Т.В. с 15.08.1983 г. по 10.09.1999 г. работала в должности воспитателя.

Приказ № 735 от 23.09.1998г. о приведении наименования детского дошкольного образовательного учреждения в соответствии с выше приведенными первичными документами и инвентарной карточкой № 2325 на детские ясли-сад от декабря 1970 был издан правомерно и обоснованно. На законном основании были внесены и изменения в личные карточки и трудовые книжки персонала ясли-сада № 52.

Суд усматривает противоречие в позиции пенсионного органа, изложенной в письменных возражениях на исковое заявление Рекуновой Т.В. Так ответчик ссылается на нормы ТК РФ, вступившего в силу с 01.02.2002 г., т.е. после издания приказа № 735 от 23.09.1998 г., при этом утверждает, что ст.12 ТК РФ не давала права работодателю издавать приказ о приведении в соответствии с первичными документами наименования структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения и вносить изменения в трудовые книжки персонала. В письменных возражениях приводятся ссылки на документы, нормативные акты, которые были изданы и вступили в действие после издания приказа директором ТЭЦ-1 № 735 от 23.09.1998 г., и увольнения истицы из детских яслей-сада № 52 10.09.1999 г. (Инструкция по заполнению трудовых книжек от 10.10.2003 г. № 69, Постановление Госкомстата от 05.01.2004 г. № 1 «Унифицированные формы отчета учетной документации по учету труда и его оплаты»). При этом ответчик указывает, что в отношениях до введения в действие закона, нормативного акта, локального нормативного акта, нормы права, указанные в документе, применяются к правам и обязанностям, возникшим после его введения в действие.

Суд учитывает, что в соответствии в Постановлением Конституционного Суда РФ № 18-П от 15.06.1998г., Определением Конституционного Суда РФ № 320-О от 05.11.2002г., суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период работы истца.

В начале 70-х годов прошлого века в связи с возросшей рождаемостью и требованием создания большего количества мест в детских дошкольных учреждениях стали создаваться крупные детские дошкольные учреждения, объединяющие детские ясли и детские сады, которые стали именоваться комбинатами, детскими комбинатами по аналогии с производственными комбинатами, представляющими собой единый производственно - хозяйственный комплекс, в состав которого входят фабрики, заводы, научно - исследовательские, конструкторские, проектно - конструкторские, технологические организации и другие производственные единицы (Постановление Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. № 212 «Об утверждении Положения о производственном объединении (комбинате)».

В период принятия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» и «Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», а также последующего за ним нормативного акта о назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения Списка профессий и должностей работников народного образования, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, и последующих нормативных актов, рождаемость в Российской Федерации либо была не высокой, либо пошла на спад и надобности в крупных детских дошкольных учреждениях либо еще не наступила, либо уже утратила свою значимость, вследствие чего в нормативных актах так и не утвердилось наименование дошкольного образовательного учреждения «детский комбинат». Однако, как в годы работы истицы в детском комбинате № 52, так и в настоящее время понятие «детский комбинат» как объединенный детский «ясли-сад» применяется в правовых документах на государственном уровне.

Так, в Методических рекомендациях «Питание детей в детских дошкольных учреждениях Северных районов страны», утвержденных Начальником Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям Министерства здравоохранения СССР И.И. Гребешева 05 июля 1985 г. № 11-14/24-6 указывалось, что Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений (яслей, детских садов, комбинатов ясли-сад): медицинского персонала, заведующих, воспитателей, поваров и др.

В Письме Министерства Жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 9 марта 1977 г. № 15-1-103 «О классификации помещений зданий гражданского назначения» указано: «Площадь здания детского комбината, в котором одновременно размещены детский сад и детские ясли, следует относить к категории школьных или лечебно-санитарных учреждений, исходя из ее преобладания». До этого времени ясли-сады как малокомплектные детские учреждения (от 2-х до 4-х групп включительно) образовывались только в сельской местности при колхозах, при железнодорожных станциях и в воинских частях. Полнокомплектные детские учреждения, объединяющие ясли и детские сады, стали именоваться детскими комбинатами.

В оспариваемый период действовало Временное положение о дошкольном детском учреждении - яслях-саде, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03.1960г. № 327, согласно которому в яслях-садах воспитываются дети в возрасте от двух месяцев до семи лет. Детские группы в ясли-садах комплектуются по возрасту: первая ясельная группа – от 2 месяцев до 09-10 месяцев; вторая ясельная группа – от 09-10 месяцев до 1 года 08 месяцев; третья ясельная группа – от 1 года 08 месяцев до 3 лет; первая младшая группа детского сада – от 3 до 4 лет; вторая младшая группа детского сада – от 4 до 5 лет; средняя группа детского сада – от 5 до 6 лет; старшая группа детского сада – от 6 до 7 лет.

В Методических рекомендациях «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах», утвержденных Заместителем Министра здравоохранения РСФСР А.Г.Грачева от 31.03.1989 года указывается на эксперимент, проводившийся на базе детского комбината города Красноярска, где в подготовительных группах дети обучались письму по старой и новой методике.

В распоряжениях Правительства РФ о передаче объектов в муниципальную собственность до настоящего времени применяется понятие «детский комбинат», также как и при награждении педагогических работников по Указам Президента РФ званиями «заслуженный учитель».

Верховный Совет РФ в своем Постановлении от 27 мая 1992 года № 2850-1 «О дополнительных расходах Верховного Совета Российской Федерации на 1992 год утвердил дополнительную смету расходов в разделе 200 на содержание детских учреждений (детский комбинат, ясли-сад).

Выполняемые истицей функции воспитателя в детском комбинате полностью тождественны функциям воспитателя в детском ясли-саде. И функции детского комбината по воспитанию и содержанию детей ясельного и дошкольного возраста аналогичны функциям детских яслей-сада. Период работы Рекуновой Т.В. в должности воспитателя в детском комбинате № 52 относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В период с 15.08.1983 г. по 22.09.1998г. работа в должности воспитателя в детском комбинате однозначно давала право на назначение пенсии за выслугу лет как работа воспитателя в детских яслях-саде.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года № 320-О, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Судом установлено, что в период с 15.08.1983 г. по 22.09.1998г. (15 лет 1 месяц 08 дней) истица работала воспитателем в детских яслях-саде и указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На дату обращения за пенсией 07.07.2010 г. истица обладала достаточным специальным стажем 25 лет 3 месяца 16 дней для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и пенсия указанного вида должна быть назначена с этой даты – 07.07.2010 г., так как ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гарантирует гражданам своевременное назначение пенсий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Рекуновой Татьяны Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное Учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначении пенсии удовлетворить.

Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы Рекуновой Татьяны Владимировны с 15 августа 1983г. по 22 сентября 1998г. в должности воспитателя в детском комбинате №52 Читинской ГРЭС.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чите Забайкальского края (межрайонное) назначить Рекуновой Татьяне Владимировне досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 07 июля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья:Т.А. Калашникова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200