Дело № 2-589-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2011 года
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Копеистовой О.Н.,
при секретаре Коевой Ю.С.,
помощника прокурора Забайкальского края Блохиной Я.Г., действующей на основании прав по должности,
представителя администрации городского округа «Город Чита» Михайленко Л.В., действующей на основании доверенности от 12 апреля 2011 года,
представителя Думы городского округа «город Чита» Пляскиной Т.И., действующей на основании доверенности от 24 января 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края о признании противоречащими закону и недействующим отдельных положений Устава городского округа «Город Чита»,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Забайкальского края Шипицын М.В. обратился с заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.09.2004 № 168 принят Устав городского округа «Город Чита», который опубликован во внеочередном номере газеты «Читинское обозрение» за 2004 год. Думой городского округа «Город Чита» с начала 2010 года проводилась работа по разработке нового Устава городского округа. Однако, в связи с отказом в регистрации Министерства юстиции РФ новая редакция Устава до настоящего времени не действует. Прокуратурой Забайкальского края неоднократно с февраля 2010 года вносились замечания на проект Устава в новой редакции. В настоящее время ряд положений Устава продолжает противоречить законодательству.
В заявлении просит суд признать противоречащими закону и недействующими: ч. 4 ст. 14 Устава в части слов «либо об отказе в назначении»; п. 25 ч. 2 ст. 20 Устава; ст. 30 Устава; ст. 34 Устава в части отсутствия полномочия по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков; ч. 3 ст. 35 Устава; ч. 4 ст. 36 Устава в части слов «назначаются на должность на срок 5 лет»; ч. 3 ст. 36-1 Устава в части слов «назначение производится по контракту сроком на 5 лет»; ч. 3 ст. 43 Устава; ч. 5 ст. 44 Устава в части слов «официальным источником опубликования нормативных правовых актов городского округа является газета «Читинское обозрение»; ст. 44 Устава в части отсутствия в системе правовых актов администрации городского округа «Город Чита»; ст. 44 Устава в части отсутствия полномочия по возможности обнародования муниципальных правовых актов посредством размещения на официальном сайте, принятое решение опубликовать в газете «Читинское обозрение».
В судебном заседании помощник прокурора Забайкальского края Блохина Я.Г., действующая на основании прав по должности, уточнила требования. В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившими в законную силу и выявленными противоречиями федеральному законодательству в Уставе городского округа «Город Чита» просила суд признать противоречащими закону и недействующими: ч. 4 ст. 14 Устава в части слов «либо об отказе в назначении»; ст.6 Устава в части отсутствия полномочий по организации теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении»; п.5 ч.1 ст.6 Устава в части слов «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)"; п. 25 ч. 2 ст. 20 Устава; ст. 30 Устава; ст. 34 Устава в части отсутствия полномочия по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков; ч. 3 ст. 35 Устава; ч. 4 ст. 36 Устава в части слов «назначаются на должность на срок 5 лет»; ч. 3 ст. 36-1 Устава в части слов «назначение производится по контракту сроком на 5 лет»; ч. 3 ст. 43 Устава; ст. 44 Устава в части отсутствия в системе правовых актов администрации городского округа «Город Чита» постановлений и распоряжений местной администрации; ст. 44 Устава в части отсутствия полномочия по возможности обнародования муниципальных правовых актов посредством размещения на официальном сайте; ч.5 ст.44 Устава в части слов «официальным источником опубликования нормативных правовых актов городского округа является газета «Читинское обозрение»; части 1, 3, 5, 6 ст.48 Устава в части указания на то, что Мэр города Читы по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения Мэра города Читы; п.6 ч.1 ст.52 Устава, принятое решение опубликовать в газете «Читинское обозрение».
Представитель администрации городского округа «Город Чита» Михайленко Л.В., действующая на основании доверенности, представитель Думы городского округа «город Чита» Пляскина Т.И., действующая на основании доверенности, требования прокурора не признали, пояснили, что вышеназванные противоречия в Уставе и законодательстве возникли ввиду постоянного внесения в законодательные акты изменений и дополнений, и в связи с длительной процедурой принятия Устава. Заключением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю от 25 февраля 2011 года № 56 отказано в государственной регистрации решения Думы городского округа от 27 января 2011 года № 8 «О внесении изменений в Устав городского округа «Город Чита», принятый решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168 (с изменениями, внесенными решениями Думы от 21.10.2004 № 185; от 26.05.2005года, № 89; от 23.06.2005 №121; от 25.05.2006 № 96; от 26.10.2006 № 182; от 28.06. 2007 № 90; от 10.04.2008 № 49; от 25.09.2008 № 152; № 77 от 14.05.2009)». Основанием для отказа в регистрации послужил пункт 1.14.1. указанного решения от 27.01.2011 № 8, устанавливающий для Мэра города Читы и депутатов, работающих на постоянной основе, в период работы следующих гарантий: - ежегодная диспансеризация в учреждениях здравоохранения; - единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период муниципальной службы в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативным правовым актом Думы городского округа; - компенсация на санаторно-курортное лечение. Законом Забайкальского края от 24.12.2010 № 455-ЗЗК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» указанные гарантии не предусмотрены. 14.02.2011 г. в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание был направлен проект закона Забайкальского края «О внесении изменений в Закон Забайкальского края от 24 декабря 2010 года № 455-ЗЗК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», предусматривающий вышеуказанные гарантии. В настоящее время законопроект по изменениям в Закон Забайкальского края находится на рассмотрении в Законодательном собрании. Учитывая отсутствие на данный момент законодательной базы для установления вышеуказанных гарантий для Мэра города Читы, депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе, на заседании Думы городского округа 10 марта 2011 года были приняты следующие решения: 1) № 23 «Об отмене решения Думы городского округа «Город Чита» «О внесении изменений в Устав городского округа «Город Чита», принятый решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168 (с изменениями, внесенными решениями Думы от 21.10.2004 № 185; от 26.05.2005 № 89; от 23.06.2005 № 121; от 25.05.2006 № 96; от 26.10.2006 № 182; от 28.06. 2007 № 90; от 10.04.2008 № 49; от 25.09.2008 № 152; № 77 от 14.05.2009)» от 27 января 2011 г. № 8»; 2) № 24 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Думы городского округа «Город Чита» «О внесении изменений в Устав городского округа «Город Чита», принятый решением Читинской городской Думы от 30.09.2004 № 168 (с изменениями, внесенными решениями Думы от 21.10.2004 № 185; от 26.05.2005 № 89; от 23.06.2005 №121; от 25.05.2006 № 96; от 26.10.2006 № 182; от 28.06. 2007 № 90; от 10.04.2008 № 49; от 25.09.2008 № 152; № 77 от 14.05.2009года.
В проекте, опубликованном в газете «Читинское обозрение» от 16 марта 2011 года № 11 учтено замечание Управления Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю и пункт 1.14.1 исключен.
Думой городского округа фактически требования прокуратуры Забайкальского края выполнены, соответствующие изменения в Устав городского округа подготовлены, но решение представительного органа о внесении изменений в устав муниципального образования согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должно выноситься на публичные слушания и проект подлежит обязательному опубликованию не менее, чем за 30 дней до дня проведения публичных слушаний. Внести необходимые изменения в Устав городского округа «Город Чита» возможно только при соблюдении указанной процедуры. Кроме того решение о внесении изменений в Устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации, на что потребуется в пределах полутора месяцев.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Думы городского округа «Город Чита» от 30.09.2004 № 168 принят Устав городского округа «Город Чита», утвержденный Председателем Читинской городской думы ФИО6
В материалы дела представлены замечания первого заместителя прокурора края Шипицына М.В. на проект Решения Думы городского округа «Город Чита» «О внесении изменений в Устав городского округа «Город Чита», принятый решением Читинской городской Думы от 30 сентября 2004 года № 168» от 27 февраля 2010 года, от 31 марта 2010 года, в котором предлагается доработать замечания на указанный проект и представить на проверку в прокуратуру края.
Согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю от 30 июля 2010 года № 308 об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, Управлением было предложено Устав городского округа «Город Чита», принятый решением Думы городского округа «город Чита» от 01 июля 2010 года № 125 привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
30 июля 2010 года на имя Мэра города Читы Михалева А.Д. было направлено заключение Министерства юстиции Российской Федерации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю по результатам проведения антикоррупционной экспертизы Устава городского округа «город Чита», принятого решением Думы городского округа «город Чита» от 01 июня 2010 года № 125, в котором в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, широта дискреционных полномочий является коррупциогенным фактором. В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается внести изменения: В части 1, 2, 8 статьи 57, часть 3 статьи 61 Устава определить конкретный орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия по:
- владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом;
- по обеспечению сбалансированности бюджета городского округа и соблюдению установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета городского округа, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств городского округа. В абзаце 2 части 1 статьи 63 Устава закрепить положение, предусматривающее ведение реестра расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
15 октября 2010 года первым заместителем прокурора края Шипицыным М.В. на имя Председателя Думы городского округа «Город Чита» Зенкова А.П. был представлен протест на указанный выше Устав, в котором требовал рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Думы городского округа «Город Чита»; внести соответствующие изменения в Устав городского округа «Город Чита», принятый решением Читинской городской Думы от 30 сентября 2004 года № 168(л.д._____).
До настоящего времени действует Устав, часть норм в котором противоречит законодательству.
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания.
Согласно ч.4 ст.14 Устава, содержащей общие нормы о порядке назначения собраний (конференций) граждан на территории городского округа «Город Чита», письменное обращение инициативной группы о проведении собрания (конференции) должно быть рассмотрено Думой городского округа на ближайшем заседании и принято решение о назначении собрания (конференции) граждан либо об отказе в назначении, о чем письменно должна быть уведомлена инициативная группа граждан.
При этом в Уставе не отражены основания для принятия Думой городского округа решения об отказе в назначении собрания (конференции) граждан.
Данная норма Устава противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по следующим основаниям.
Как следует из содержания главы 5 и ст.ст. 29-30 Федерального закона № 131 собрания и конференции граждан являются формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Сообщение инициативной группы граждан в органы местного самоуправления о проведении собрания носит лишь уведомительный характер, а органы местного самоуправления вправе лишь согласовывать время и место проведения такого публичного мероприятия.
Данный вывод подтверждается также нормами ст.ст. 4-7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в соответствии с которым направление организатором публичного мероприятия информации в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления носит уведомительный характер.
Права и обязанности органов местного самоуправления в данной сфере закреплены в ст.12-13 вышеназванного федерального закона и они ограничиваются лишь возможностью приостановления либо прекращения публичного мероприятия в случае совершения его участниками противоправных действий.
Аналогично, в случае совершения противоправных действий участниками собрания (конференции) граждан, организованного для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе принять решение о приостановлении либо прекращении проведения такого мероприятия.
Исходя из комплексного толкования вышеуказанных норм Конституции РФ и действующего федерального законодательства, наделение органов местного самоуправления полномочиями по отказу в назначении собрания (конференции) граждан на территории городского округа может повлечь необоснованное ограничение прав граждан на непосредственное осуществление населением муниципального образования местного самоуправления ввиду чего норма ч.4 ст.15 Устава в части возможности принятия Думой городского округа решения об отказе в назначении собрания (конференции) граждан подлежит признанию недействующей.
Согласно п.25 ч.2 ст.20 Устава Дума городского округа осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в части утверждения документации по планированию территории городского округа. Однако, ч.13 ст.46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Таким образом, указанные полномочия являются полномочиями главы, а не представительного органа местного самоуправления.
Ст.30 Устава городского округа «Город Чита» установлены социальные гарантии для мэра города Читы и выборных должностных лиц Думы, что противоречит п.5.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, а также ст. 172 Трудового кодекса РФ.
До настоящего времени ни на федеральном, ни на региональном уровне, законодательно статус выборного лица местного самоуправления не закреплен.
Кроме того, из смысла указанных норм следует, что гарантии лицам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, могут быть установлены только федеральными и региональными законами, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц, и только на период выполнения возложенных на них полномочий, а не по окончании срока полномочий.
Следовательно, закрепление в Уставе городского округа «Город Чита» положений, устанавливающих социальные гарантии для мэра и выборных должностных лиц Думы по истечении срока его полномочий необоснованно.
В ст. 34 Устава городского округа отсутствуют полномочия органа местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков на территории городского округа «Город Чита», что в силу ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ является обязательным.
Частью 3 статьи 35 Устава установлено, что с первым заместителем, заместителем главы городского округа, которые назначаются на должность главой городского округа с предварительного согласия Думы городского округа, заключается срочный трудовой договор (контракт), как правило, на срок полномочий главы городского округа. Указанные должностные лица слагают свои полномочия перед вновь избранным главой городского округа.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ гарантирует: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
В ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Особенности, связанные с регулированием труда муниципальных служащих, включая определение оснований и порядка расторжения трудового договора муниципальных служащих, прекращение муниципальной службы предусмотрены Федеральным законом.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (к контракта) (ст.2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (далее Федеральный закон).
В соответствии со ст.3 Федерального закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст.16 Федерального закона).
На основании ст.7 Федерального закона в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Первый заместитель, заместитель главы городского округа не относятся в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Забайкальском крае, утвержденным Законом Забайкальского края от 08.06.2009 № 192-ЗЗК, к категории муниципальных должностей муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность.
Таким образом, общие нормы, установленные Трудовым кодексом РФ, не могут быть применены в отношении муниципальных служащих, перечисленных в части 2 ст.35 Устава городского округа «Город Чита», поскольку должны применяться специальные нормы, установленные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В ч.4 ст.36, ч.3 ст.36-1 Устава содержатся противоречащие законодательству нормы о заключении с председателем и аудиторами Контрольно-счетной палаты, начальником Управления регулирования цен и тарифов срочных трудовых договоров.
Указанные муниципальные служащие также не относятся в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Забайкальском крае, утвержденным Законом Забайкальского края от 08.06.2009 № 192-ЗЗК, к категории муниципальных должностей муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Заключение срочных трудовых договоров с ними незаконно и необоснованно.
Первый заместитель, заместители главы городского округа, руководители органов управления администрации городского округа и их заместители не относятся в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Забайкальском крае, утвержденным Законом Забайкальского края от 08.06.2009 № 192-ЗЗК, к категории муниципальных должностей муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность.
Таким образом, общие нормы, установленные Трудовым кодексом РФ, не могут быть применены в отношении муниципальных служащих, перечисленных в ст. 43 Устава городского округа «Город Чита», поскольку должны применяться специальные нормы, установленные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Кроме этого, данная норма Устава городского округа «Город Чита» содержит коррупциогенные факторы, к которым относятся положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (пункт 2 ст.1 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ).
Так, ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для опубликования муниципальных правовых актов органом местного самоуправления учреждается печатное средство массовой информации.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» информация учредителя помещается бесплатно и в указанный срок в средство массовой информации.
В ч.5 ст.44 Устава установлено, что официальным источником опубликования нормативных правовых актов городского округа является газета «Читинское обозрение».
Учредителем газеты «Читинское обозрение» является ОАО «Издательский дом «Читинское обозрение», в связи с чем размещение в ней информации органов местного самоуправления возможно только на платной основе и по результатам конкурса согласно требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, определение в Уставе городского округа газеты «Читинское обозрение» в качестве официального источника опубликования противоречит действующему законодательству.
Полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ наделена местная администрация. Таким образом, круг полномочий главы муниципального образования и местной администрации не совпадает.
Согласно Федеральному закону от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления создают официальный сайт органа местного самоуправления для распространения информации о своей деятельности.
В ч. 1 ст. 13 установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
До настоящего времени Уставом городского округа «Город Чита» не предусмотрена возможность обнародования посредством официального сайта муниципальных правовых актов.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 191-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О теплоснабжении» ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена пунктом 4.2 следующего содержания:
«полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Указанные изменения вступили в законную силу с 30.07.2010.
В нарушение действующего законодательства ст.6 Устава городского округа «Город Чита» не закрепляет полномочия органов местного самоуправления городского округа «Город Чита» по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении».
На основании ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п.4.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения),» исключены.
В нарушение указанного Федерального закона п.5 ч.1 ст.6 Устава городского округа «Город Чита» до настоящего времени не приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В связи с внесенными изменениями из системы муниципальных правовых актов исключены постановления и распоряжения главы местной администрации, и включены постановления и распоряжения местной администрации.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования издает правовые акты только в пределах полномочий, установленных ч. 2 настоящей статьи.
Ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ также установлено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Исходя из анализа законодательства, по указанным вопросам должны издаваться правовые акты местной администрации, подписанные главой, а не правовые акты главы.
Таким образом, части 1, 3, 5, 6 ст.48 Устава городского округа «Город Чита» противоречат частям 4 и 6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части указания на то, что Мэр города Читы по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения Мэра города Читы.
Согласно п.6 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»", вступивших в силу 31.12.2010) в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
В нарушение указанных требований Федерального закона п.6 ч.1 ст.52 Устава городского округа «Город Чита» закрепляет, что в собственности городского округа «Город Чита» находится следующее муниципальное имущество: объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенное для обеспечения первичных мер по тушению пожаров.
Исходя из изложенного, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей Думы городского округа «Город Чита» и Мэра города Чита о том, что в настоящее время рассматривается проект Устава, в котором учтены все требования настоящего заявления, не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, так как до настоящего времени Устав в новой редакции не принят, а ранее в государственной регистрации изменений и дополнений в Устав Министерством юстиции отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования первого заместителя прокурора Забайкальского края Шипицына М.В. о признании противоречащими закону и недействующим отдельных положений Устава городского округа «Город Чита», удовлетворить.
Признать противоречащими закону и недействующими:
ч. 4 ст. 14 Устава в части слов «либо об отказе в назначении»;
ст.6 Устава в части отсутствия полномочий по организации теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении»;
п.5 ч.1 ст.6 Устава в части слов «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)";
п. 25 ч. 2 ст. 20 Устава;
ст. 30 Устава;
ст. 34 Устава в части отсутствия полномочия по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков;
ч. 3 ст. 35 Устава;
ч. 4 ст. 36 Устава в части слов «назначаются на должность на срок 5 лет»;
ч. 3 ст. 36-1 Устава в части слов «назначение производится по контракту сроком на 5 лет»;
ч. 3 ст. 43 Устава;
ст. 44 Устава в части отсутствия в системе правовых актов администрации городского округа «Город Чита» постановлений и распоряжений местной администрации;
ст. 44 Устава в части отсутствия полномочия по возможности обнародования муниципальных правовых актов посредством размещения на официальном сайте;
ч.5 ст.44 Устава в части слов «официальным источником опубликования нормативных правовых актов городского округа является газета «Читинское обозрение»;
части 1, 3, 5, 6 ст.48 Устава в части указания на то, что Мэр города Читы по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения Мэра города Читы;
п.6 ч.1 ст.52 Устава.
Решение может быть обжаловать в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.
Судья О.Н.Копеистова