о понуждении к получению разрешения



Дело № 2-3454-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2011 года г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.,

при секретаре КРАВЦОВОЙ Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по Забайкальскому краю о понуждении получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу,

У С Т А Н О В И Л :

Читинский природоохранный межрайонный прокурор обратился с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что 28.02.2011 прокуратурой осуществлена проверка деятельности базы отдыха УВД по Забайкальскому краю. В ходе проверки деятельности УВД выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Проверкой установлено, что два жилых дома на базе УВД отапливаются с помощью двух самодельных котлов, расположенных в этих домах. От котлов идут прямые трубы, через которые осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

Прокурорской проверкой установлено, что УВД разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ не выдавалось. Проект предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух УВД в ходе проверки в прокуратуру представлены не были. В соответствии с информацией, представленной УВД, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, им не выдавалось. В результате невыполнения УВД по Забайкальскому краю возложенных на нее законодательством об охране атмосферного воздуха обязанностей по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработке проекта ПДВ и получению разрешения на такие выбросы цели государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленные законодательством об охране атмосферного воздуха, не могут быть достигнуты. Обязать УВД по Забайкальскому краю получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в деятельности базы отдыха, находящейся на озере Арахлей.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика Размахнин А.А., действующий на основании доверенности от 27.12.2010 с заявленными требованиями не согласился, суду пояснил, что фактически данной базой ответчик не пользуется, там находится только сторож.

Заслушав позицию лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина РФ на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов, а также недопущения угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.

Материалами дела установлено, что 15 марта 2006 года ответчику на баланс на праве оперативного управления было передано имущество, находящееся по адресу: Читинская область, Читинский район, о. Арахлей (зимний корпус с верандой, 1973 года постройки, общей площадью 85,4 кв.м.; летний корпус, 1973 года постройки, общей площадью 70,4 кв.м., баня, 1996 года постройки, общей площадью 19 кв.м.).

03 декабря 2007 года ответчику на основании распоряжения ТУ ФАУФИ по Читинской области № 1690 в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок из категории земель особо охраняемых территорий и объектов на праве оперативного управления

Согласно представленным в материалы дела свидетельствам ответчиком на указанные выше объекты в установленном законом порядке оформлено право собственности и право оперативного управления (л.д.___).

Из материалов дела следует, что 28 февраля 2011 года Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка деятельности базы отдыха УВД по Забайкальскому краю, в результате которой были выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Так, было выявлено, что два жилых дома на базе УВД отапливаются с помощью двух самодельных котлов, расположенных в этих домах. От котлов идут прямые трубы, через которые осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Указанные нарушения отражены в акте осмотра (л.д.___).

В соответствии со статьей 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно части 1 статьи 30 Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Согласно пункту 11 Положения источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов РФ и РФ в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ, ответчику не выдавалось. Данное обстоятельство, в том числе подтверждается справкой, выданной 18 мая 2011 года ООО «ЭкоПроект» (л.д.___)

Согласно п. 2.1 Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом), утвержденной Министерством транспорта РФ 15.09.92, и согласованной Министерством экологии и природных ресурсов РФ 08.04.92 при сжигании твердого топлива наряду с основными продуктами сгорания (С02, Н20, N02), в атмосферу поступают летучая зола с частицами несгоревшего топлива, оксиды углерода и азота

Факт выброса вредных (загрязняющих) веществ вследствие отопления домов с помощью самодельными котлами, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, стороной ответчика обратное не доказано.

В силу ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Статьей 19 названного Закона предусмотрено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что УВД по Забайкальскому краю допущены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Управление внутренних дел по Забайкальскому краю получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в деятельности базы отдыха, находящейся на озере Арахлей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья ЦОКТОЕВА О.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200