Дело № 2-3455-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2011 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.,
при секретаре КРАВЦОВОЙ Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по Забайкальскому краю об обязании провести инвентаризацию опасных отходов и объектов их размещения, составить паспорт на отходы, вести учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления, провести профессиональную подготовку сотрудников на обращение с отходами, предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю,
У С Т А Н О В И Л :
Читинский природоохранный межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с названным выше иском, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. Читинским природоохранным межрайонным прокурором проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при предоставлении и использовании земельных участков в границах водоохранных зон водных объедет на территории Ивано – Арахлейского заказника. В результате проверки земельного участка на озере Арахлей, используемого УВД по Забайкальскому краю под базу отдыха на праве оперативного управления было установлено, что в 6 метрах от уреза воды озера Арахлей в береговой полосе общего пользования озера находится металлический гараж размерами 5x8 метров, используемый УВД по Забайкальскому краю для стоянки катера в летнее, весеннее и осеннее время. От деятельности базы отдыха УВД по Забайкальскому краю образуются люминесцентные ламы, отнесенные к 1 классу опасности, и твердые бытовые отходы, относящиеся к 4 классу опасности. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что у УВД по Забайкальскому краю паспорта на опасные отходы нет. УВД нормативы и лимиты на отходы производства и потребления от деятельности, используемой ими базы, не разрабатывались, паспорт на отходы производства и потребления не получался. Также УВД учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления не ведется, отчетность в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю не представляется. Просит обязать ответчика провести инвентаризацию опасных отходов и объектов их размещения, составить паспорта на отходы I-IV класса опасности, вести учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления, представлять в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, прохождения сотрудников, работающих в УВД по Забайкальскому краю, профессиональной подготовки к обращению с отходами I-IV класса опасности.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика иск не признал.
Заслушав позицию лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина РФ на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов, а также недопущения угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде.
Материалами дела установлено, что 15 марта 2006 года ответчику на баланс на праве оперативного управления было передано имущество, находящееся по адресу: Читинская область, Читинский район, о. Арахлей. (зимний корпус с верандой, 1973 года постройки, общей площадью 85,4 кв.м.; летний корпус, 1973 года постройки, общей площадью 70,4 кв.м., баня, 1996 года постройки, общей площадью 19 кв.м.).
03 декабря 2007 года ответчику на основании распоряжения ТУ ФАУФИ по Читинской области № 1690 в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок из категории земель особо охраняемых территорий и объектов на праве оперативного управления
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам ответчиком на указанные выше объекты в установленном законом порядке оформлено право собственности и право оперативного управления (л.д.___).
Из материалов дела следует, что 28 февраля 2011 года Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка деятельности базы отдыха УВД по Забайкальскому краю, в результате которой были выявлены нарушения законодательства «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». По итогам проведенной проверки было установлено и зафиксировано в акте осмотра, что в 6 метрах от уреза воды озера Арахлей в береговой полосе общего пользования озера находится металлический гараж размерами 5x8 метров, используемый УВД по Забайкальскому краю для стоянки катера в летнее, весеннее и осеннее время. От деятельности базы отдыха УВД по Забайкальскому краю образуются люминесцентные ламы, отнесенные к 1 классу опасности, и твердые бытовые отходы, относящиеся к 4 классу опасности. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что у УВД по Забайкальскому краю паспорта на опасные отходы нет. УВД нормативы и лимиты на отходы производства и потребления от деятельности, используемой ими базы, не разрабатывались, паспорт на отходы производства и потребления не получался. Также УВД учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления не ведется, отчетность в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю не представляется (л.д.___).
В статье 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ, что закреплено положениями ст. 22 названного выше Закона.
Статьей 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством, лимиты на размещение отходов устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
В силу положений ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, возложена обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения.
В силу ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности, которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Так, ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Частью 2, 3 статьи 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося юридического лица, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
В силу статьи 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которой образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт в соответствии с типовыми формами, определяемыми Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 2.2. Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» от 15.08.2007 № 570 юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 № 511.
Паспортизация опасных отходов осуществляется Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю на основании информации, представляемой юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации (ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В ходе рассмотрения дела был подтвержден факт отсутствия разработки инвентаризации опасных отходов и объектов их размещения, составления паспорта на отходы I-IV класса опасности, учета образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления, представления в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, прохождения сотрудников, работающих в УВД по Забайкальскому краю, профессиональной подготовки к обращению с отходами I-IV класса опасности. В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком доказательства, опровергающие выявленные нарушения представлены не были.
В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд находи заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Управление внутренних дел по Забайкальскому краю провести инвентаризацию опасных отходов и объектов их размещения, составить паспорта на отходы I-IV класса опасности, вести учет образовавшихся, переданных другим лицам отходов производства и потребления, представлять в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, прохождения сотрудников, работающих в УВД по Забайкальскому краю, профессиональной подготовки к обращению с отходами I-IV класса опасности.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья ЦОКТОЕВА О.В.