о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2-130-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2011 года г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.,

при секретаре КОЕВОЙ Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Шевелевой Марзии Галяновны к Межведомственной комиссии Администрации ГО «город Чита», Администрации ГО «Город Чита», Администрации Железнодорожного района г. Чита о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, не подлежащим ремонту (реконструкции), обязании по предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в виде 2-х комнатной квартиры общей площадью не менее 30,3 кв.м., взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Шевелева М.Г. обратились с указанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано на следующее.

Истец с сыном проживают по адресу: г. Чита, ул. Олекминская, №, кв№ на основании ордера № 112 от 26.06.1978. Указанное жилое помещение относится к муниципальному фонду.

Истица с 1978 года состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На момент заселения в квартиру, дом 1936 года постройки находился в плохом состоянии. В последние годы проживание в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья жильцов.

17.06.2009 по заявлению истицы межведомственной комиссией было проведено обследование квартиры № №, расположенной в г. Чите по ул. Олекминская, №. По результатам обследования был сделан вывод о необходимости проведения ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения. Указанное заключение пп.1п.1 распоряжения Мэра г. Читы № 2156-р от 06.07.2009 было утверждено. В последующем указанные акты органов местного самоуправления решением Центрального районного суда г. Читы признаны незаконными.

03 декабря 2009 года межведомственной комиссией повторно проведено обследование квартиры, в результате которого был сделан аналогичный вывод о необходимости проведения ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения. Указанное заключение утверждено распоряжением Мэра г. Читы № 3058-р от 18.12.2009 «Об утверждении решений межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции и о необходимости и возможности проведения ремонта жилых помещений». Однако в заключении межведомственной комиссии не дана оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций дома, не содержится мотивировка вывода о возможности проведения ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, не указаны сроки проведения ремонтных работ. Кроме того, межведомственной комиссией не принято во внимание заключение ОАО «Бюро проверки и разработки ПСД Забайкалстроя» от 26.03.2009, согласно которому дом непригоден для проживания и капитальный ремонт по восстановлению не целесообразен. Истица считает, что межведомственной комиссией нарушено гарантированное Конституцией РФ и жилищным законодательством право на жилище. Просит суд обязать межведомственную комиссию вынести заключение о признании жилого помещения (квартиры №№ по адресу: г. Чита, ул. Олекминская, №) непригодным для постоянно проживания, не подлежащим ремонту (реконструкции).

Истица просила обязать Администрацию Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить истице вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и технических правилам и нормам в виде двухкомнатной квартиры общей площадью жилого помещения не менее нормы предоставления, т.е. не менее 28 кв. м. в черте г. Читы. Взыскать с ответчиков солидарно госпошлину в размере 200 руб.

В ходе судебного разбирательства истица уточняла свои требования: просила суд признать спорное жилое помещение непригодным для проживания, обязать ответчиков предоставить ей другое жилое помещение, взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя, расходы по госпошлине ( л.д.____).

Представитель Межведомственной комиссии в суд не явился, о месте времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил, суд считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

В судебном заседании истица, представитель истицы поддержали требования.

Представитель ответчиков Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» в судебном заседании иск не признал по доводам, изложенным в возражении на иск ( л.д.____).

Изучив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Как следует из материала дела, однокомнатная квартира № №, расположенная по адресу: г. Чита, ул. Алекминская, № находится в муниципальной собственности городского округа «Город Чита». Жилое помещение истица получила на основании ордера № 212 от 26.07.1978 от Министерства обороны СССР.

В указанном жилом помещении, согласно справке паспортной службы, зарегистрированы Шевелева М.Г. и ее сын Гайнутдинов А.М.(л.д. ).

Из материалов настоящего дела усматривается, что по заявлению Шевелевой М.Г. межведомственной комиссией 17 июня 2009 года было проведено обследование квартиры, в результате которого, был сделан вывод, оформленный в виде заключения и утвержденный 06 июля 2009 года распоряжением Мэра г. Читы № 2156-р, о необходимости проведения ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.

14 октября 2009 года указанные заключение и распоряжения решением Центрального районного суда г. Читы отменены, при этом суд обязал межведомственную комиссию повторного рассмотреть заявление Шевелевой М.Г. о признании жилого помещения непригодным для проживания.

03 декабря 2009 года межведомственная комиссия повторно произвела обследование квартиры.

Согласно заключению от 03 декабря 2009 года № 55 (л.д. ), межведомственная комиссия по итогам обследования жилого помещения пришла к выводу о необходимости проведения ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.

Указанное заключение утверждено распоряжением Мэра г. Читы №3058-р от 18.12.2009 «Об утверждении решений межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции и о необходимости и возможности проведения ремонта жилых помещений» ( л.д. ).

15 июля 2010 года указанные заключение и распоряжения решением Центрального районного суда г. Читы отменены, при этом суд обязал межведомственную комиссию повторного рассмотреть заявление Шевелевой М.Г. о признании жилого помещения непригодным для проживания ( л.д._____)..

Шевелева М.Г. обращаясь в суд, указала на то, что межведомственной комиссией не было принято во внимание то обстоятельство, что при определении состояния жилого помещения в соответствии с п. 2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянно проживания подлежит оценке степень и категория технического состояния строительных конструкций дома.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подле­жащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006.

Из акта обследования жилого помещения от 24 февраля 2009 года ( л.д. ) следует, что Государственная жилищная инспекция Забайкальского края по итогам проведенного обследования спорного жилого помещения признала квартиру № № в жилом доме по адресу: г. Чита, ул. Олекминская, № непригодным для проживания.

Согласно заключению ОАО «Бюро проверки и разработки ПСД Забайкалстроя» № 110/09 о техническом обследовании строительных конструкции жилого дома и квартиры в нем по адресу г. Чита, ул. Олекминская, д.№, кв.№ по состоянию на 26.03.2009 физический износ жилого здания составляет 73%. Также в указанном заключении указано, что при таком проценте, физического износа жилой дом имеет недостаточный уровень надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций. Обнаруженные повреждения и деформации несущих конструкций жилого дома имеют тенденцию к нарастанию. Техническое состояние определено как недопустимое. Эксплуатация задания опасна и грозит обрушением при любом динамическом воздействии. Капитальный ремонт по восстановлению конструкций в квартире № № нецелесообразен.

Ст. 40 Конституции РФ регламентирует право каждого на жилище. Ч. 2 данной нормы предписывает органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления права граждан на жилище.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции призваны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставлять гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивать контроль за исполнением жилищного законодательства, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

В пункте 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подле­жащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 указано, что оценка соответствия помещения установленным требованиям и признание жилого помещения пригодным или непригодным для проживания, а также признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу производится комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Пункт 10 названного выше Положения определяете требования к состоянию жилого помещения.

Так, согласно указанному пункту несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрешения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом. Кроме того, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травмы жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Пункт 33 Положения устанавливает, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Пунктом 34 Положения определено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, определено, что рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагается на междуведомственные комиссии.

Из раздела 2 названного Положения, устанавливающего основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания, следует, что жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Представленные в материалы дела акт Государственной жилищной инспекции Забайкальского края от 24.02.2009, заключение №110/09 свидетельствуют о непригодности спорного жилого помещения для проживания.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Однако, учитывая неоднократное обращение истицы в межведомственную комиссию и получение отрицательных ответов, которые отменены решениями Центрального районного суда г. Чита ( л.д.____), а также решения ГЖИ и заключение специалистов, представленных истицей в обосновании своих требований, суд приходит к выводу о том, что ответчик не представил в суд достоверных письменных доказательств, подтверждающих обоснованность принятых Межведомственной комиссией вышеуказанных решений, суд принимает доказательства, представленные истицей, как доказательства непригодности жилого помещения для постоянного проживания и считает необходимым признать данное жилое помещение непригодным, при этом суд исходит из того, что гарантированные Конституцией РФ право истицы на жизнь, здоровье, жилье действиями Межведомственной комиссией нарушаются.

Представителем ответчика не оспаривалось, что истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1978 года, что подтверждается справками ( л.д. _____).

В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма - определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ: это органы местного самоуправления.

Исходя из содержания приведенных норм закона, органом исполнительной власти по месту жительства истца, в чью обязанность входит обеспечение его жилым помещением, является Администрация городского округа «Город Чита».

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу Решения Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005г № 185 истцу с учетом членов его семьи должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма не менее 28 кв.м. (в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи, состоящей из 2-х и более человека).

Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Истица с сыном занимает 1-комнатное жилое помещение общей площадью 30,3 кв.м., следовательно, ей должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, оснований для обязания ответчика предоставления 2-х комнатной квартиры не имеется.

В силу ст.ст. 98, 100 ГПК РФ суд считает возможным удовлетворить требования истицы о взыскании судебных расходов с Межведомственной комиссии Администрации ГО «город Чита» - в размере 5100 рублей, Администрации ГО «Город Чита» - в размере 5100 рублей, из которых ( 10000 руб. расходы на представителя, 200 руб. – госпошлина).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Шевелевой М.Г. удовлетворить частично.

Признать жилое помещение по адресу: г. Чита, ул. Олекминская, д.№, кв. № непригодным для постоянного проживания, не подлежащим ремонту (реконструкции).

Обязать Администрацию ГО «Город Чита» предоставить Шевелевой Марзие Галяновне вне очереди по договору социального найма однокомнатное благоустроенное жилое помещение в пределах населенного пункта г. Чита общей площадью не менее 30,3 кв.м., соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Взыскать в пользу Шевелевой Марзии Галяновны судебные расходы с Межведомственной комиссии Администрации ГО «город Чита» - в размере 5100 рублей, Администрации ГО «Город Чита» - в размере 5100 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд.

Судья ЦОКТОЕВА О.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200