об оспаривании отказа Министерства социальной защиты населения в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, понуждении к предоставлению единовременной выплаты



Гр. дело 2-3816-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» июня 2011 года Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края, поданному в интересах Долсонжаповой Жалмы Бадмаевны, о признании незаконным отказа

Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность и обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Забайкальского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных им требований на следующие обстоятельства.

Постановлением главы городского поселения «Могойтуй» от 03.06.2010 года Долсонжапова Ж.Б. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет граждан. Признание Долсонжаповой Ж.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий основано на требованиях п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, как являющейся собственником жилого помещения и обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Положения Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» дают Долсонжаповой Ж.Б. право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

29 ноября 2010 года решением Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещении в собственность Долсонжаповой Ж.Б. – вдове участника Великой Отечественной войны, было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий. При рассмотрении заявления не принято во внимание проживание в качестве члена семьи Долсанжаповой Ж.Б. ее сына ФИО8 Комиссией Министерства социальной защиты населения Забайкальского края постановка ФИО8 на регистрационный учет по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Долсонжаповой Ж.Б. расценена, как намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По мнению прокурора, выводы Министерства социальной защиты населения Забайкальского края являются неправомерными, так как сделаны без учета фактических обстоятельств, указывающих на совместное проживание ФИО8 в жилом помещении, принадлежащем его матери Долсонжаповой Ж.Б.

Прокурор просит признать незаконным приказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 29 ноября 2010 года об отказе в предоставлении Долсонжаповой Жалме Бадмаевне единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Долсонжаповой Жалме Бадмаевне единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность за счет федерального бюджета в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании прокурор Портнова Т.Ю., действующая на основании поручения заместителя прокурора Забайкальского края, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Долсонжапова Ж.Б. исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, возражений не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства социальной защиты Забайкальского края.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В целях реализации данного Указа Президента Российской Федерации было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 472-р которым определено направить бюджетные ассигнования за счет средств, предусмотренных частью 5 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его

иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 2 Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае" право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют граждане, проживающие в Забайкальском крае, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе супруга (супруг) погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.03.2010 года «О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае»» принят Порядок ведения органами местного самоуправления учета отдельных категорий граждан (далее - ветераны Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий. s

Пунктом 2 вышеназванного Порядка предусмотрено, что для признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях настоящего Порядка применяются основания, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещенияпо договору социального найма либо собственниками жилых помещенийили членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченныеобщей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из материалов дела усматривается, что Долсанжапова Ж.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО3. С 04.10.2005года Долсонжапова Ж.Б. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся в ее собственности. Общая площадь жилого помещения составляет 63,6 кв.м. В указанном жилом помещении совместно с Долсонжаповой Ж.Б. проживают члены ее семьи: сын – ФИО8, невестка ФИО9, внуки ФИО9 и ФИО10 Таким образом, на каждого члена семьи приходится 12,72 кв.м. жилой площади, что ниже установленной в городском поселении «Могойтуй» учетной нормы площади жилого помещения равной 14 кв.м., то есть минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением главы городского поселения «Могойтуй» от 03.06.2010 года Долсонжапова Жалма Бадмаевна признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет граждан.

Однако, решением Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 29.11.2010 г. Долсонжаповой Ж.Б. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. Отказ мотивирован тем, что Долсонжапова Ж.Б. не представила документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, а также намеренно, с целью состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав по месту жительства, в принадлежащем ей жилом помещении, своего сына ФИО8

Вместе с тем, как следует из материалов дела, члены семьи ФИО8 - жена ФИО11, сын - ФИО9, дочь жены - ФИО10 с 2006 года проживают в жилом помещении, принадлежащем его матери, сам ФИО8 фактически проживает в указанном жилом помещении с 2001 года, при этом оказывает матери необходимую помощь, ведет с ней совместное хозяйство, поэтому факт постановки на регистрационный учет по месту жительства по адресу: <адрес> в мае 2010 года свидетельствует о волеизъявлении ФИО8 на совершение юридически - значимых действий, подтверждающих его совместное проживание с членами своей семьи - женой, детьми, матерью, а не о намеренном ухудшении ФИО1 своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ под намеренным ухудшением жилищных условий понимаются: действия, направленные на прекращение права собственности на жилое помещение (продажа, дарение и другие сделки, направленные на отчуждение жилья); действия, направленные на прекращение договора найма жилого помещения (одностороннее расторжение договора по инициативе нанимателя; невыполнение условий договора найма жилого помещения, повлекшее выселение граждан из данного жилого помещения, и т.п.); выдел доли собственниками жилых помещений; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми, в результате чего доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в нем, становится менее учетной нормы; намеренная порча жилого помещения, в результате чего оно приводится в непригодное для проживания состояние; незаконные переустройство, перепланировка жилого помещения в целях уменьшения общего размера его площади; изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок; обмен занимаемого гражданином жилого помещения на жилое помещение меньшей площади. Таким образом, выводы Комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, относительно обстоятельств, расцененных, как намеренное ухудшение Долсонжаповой Ж.Б. своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, тем более, что Долсонжапова Ж.Б. постановлением главы администрации городского поселения «Могойтуй» от 03.06.2010 года № признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Органы государственной власти субъекта, на которые возложены обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов обязаны действовать в рамках реализации Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и лишь в установленном законом порядке вправе ставить под сомнение деятельность органов местного самоуправления, которыми осуществляется учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. В данном случае постановление главы администрации городского поселения «Могойтуй» от 03.06.2010 года о признании Долсонжаповой Ж.Б, нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в соответствующий список граждан не отменено, в судебном порядке не оспорено.

Таким образом, Долсонжапова Ж.Б. является нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, отказ комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов об отказе в производстве вдове ветерана ВОВ Долсонжаповой Ж.Б. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, является неправомерным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.

Признать приказ Комиссии Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 29 ноября 2010 года об отказе в предоставлении Долсонжаповой Жалме Бадмаевне единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность незаконным.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Долсонжаповой Жалме Бадмаевне меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В.Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200