Дело № 2-1255/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 мая 2011 года город Чита Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края в составе, председательствующего – судьи П. Н. Смолякова, с участием представителей сторон – Н. В. Есиной, А. В. Безруких, Н. В. Гудковой и при секретаре – М. Г. Дугаржаповой, рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело: по иску Левшук Татьяны Михайловны к Администрации городского округа «Город Чита», Администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», Министерству социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Т. М. Левшук обратилась с указанным иском к Администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита», Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края, обосновывая его тем, что является инвалидом II группы, с 1971 г. состоит на учёте граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в Администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» (номер очереди в общем списке – 5). В настоящее время проживает по адресу: <адрес>, где вместе с ней проживают дочь – ФИО5 и зять – ФИО6. Данная однокомнатная квартира площадью 32,8 кв.м. принадлежит Т. М. Левшук на праве собственности как доставшаяся по наследству. Т. М. Левшук имеет тяжёлую форму хронического заболевания, при котором проживание с ней других лиц в одном жилом помещении не допускается. В этой связи просит признать за нею право на внеочередное предоставление жилого помещения, обязать ответчиков предоставить такое жилое помещения, профинансировав соответствующие расходы. При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа «Город Чита» (л.д. __________). В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены: соответчиком – Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (л.д. __________), третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство финансов Российской Федерации (л.д. __________). В судебное заседание Т. М. Левшук, извещённая о его времени и месте, не явилась, просила о разбирательстве дела в её отсутствие. Представитель истца Н. В. Есина в судебном заседании отказалась от исковых требований к Правительству Забайкальского края, вследствие чего производство по делу в данной части было прекращено. Остальные исковые требования поддержала в полном объёме по вышеприведённым доводам. Представитель Администрации Центрального административного района городского округа «Город Чита» и Администрации городского округа «Город Чита» А. В. Безруких иск в судебном заседании не признала. Пояснила, что обязательство по предоставлению категории граждан, к которой относится Т. М. Левшук, жилых помещений, не является обязательством органов местного самоуправления и последним в установленном законом порядке не передавалось. В любом случае просила учесть площадь ныне занимаемой истцом квартиры. Представила письменные возражения с дополнениями (л.д. __________). Представитель Министерства финансов Забайкальского края Н. В. Гудкова иск в судебном заседании не признала. Пояснила, что приобретение жилых помещений в рассматриваемом случае производится за счёт средств федерального бюджета, а казна Забайкальского края, интересы которой представляет Министерство финансов Забайкальского края, является ненадлежащим ответчиком. Представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Н. А. Иванова иск в судебном заседании не признала. Пояснила, что испрашиваемая Т. М. Левшук социальная гарантия предоставляется как путём выделения субсидии на приобретение жилья, так и путём предоставления жилого помещения в натуре. Министерство социальной защиты населения Забайкальского края занимается вопросами выделения субсидий, однако истец за получением таковой не обращалась. Представила письменный отзыв (л.д. __________). Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, несмотря на извещение о времени и месте судебного заседания (л.д. __________), представителя в суд не направило, что не препятствует разбирательству дела. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено судом и подтверждается материалами дела (л.д. __________), Т. М. Левшук является инвалидом и лицом из числа граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перечне. С 1971 г. состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилых помещениях в составом семьи из трёх человек. Жилым помещением не обеспечена. В части 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учёт до 1 января 2005 г., как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счёт средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом приведенных в данном абзаце положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется. Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ. Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Указанная правовая позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г., утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010. В Забайкальском крае порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрен Законом Забайкальского края от 29.12.2008 N 106-ЗЗК «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае». Этот закон определяет, что формой предоставления соответствующих мер является единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. Т. М. Левшук не желает реализовывать принадлежащее ей право посредством предоставления такой выплаты, требует предоставления жилого помещения по договору социального найма, что согласуется с вышеозначенными требованиями закона. Истец является собственником жилого помещения общей площадью 32,8 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 06 марта 2000 г. (л.д. __________). В соответствии с частью 7 статьи 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Исходи из площади вышеупомянутой квартиры, количества членов семьи истца (3), площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению, составит: 14 кв.м./чел. x 3 = 42 кв.м. – 32,8 кв.м. = 9,8 кв.м. Однако, как следует из статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, с целью обеспечения исполнимости судебного постановления, норму площади жилого помещения, предоставляемого Т. М. Левшук, необходимо увеличить в два раза: 14 кв.м. x 2 = 28 кв.м. + 14 кв.м. + 14. кв.м. = 56 кв.м. – 32,8 кв.м. = 23.2 кв.м. Обязанность предоставления Т. М. Левшук жилого помещения надлежит возложить на Администрацию городского округа «Город Чита», в чьём владении находится муниципальный жилой фонд. Министерство финансов Забайкальского края должно профинансировать расходы Администрации городского округа «Город Чита» по предоставлению жилого помещения за счёт средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации участвует в настоящем деле. Таким образом, при неисполнении данного решения суда способ и порядок исполнения могут быть в последующем изменены в порядке статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Иск Левшук Татьяны Михайловны удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» предоставить Левшук Татьяне Михайловне вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Читы, размером не менее 23,2 кв. м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме профинансировать за счёт средств, получаемых из федерального бюджета, расходы Администрации городского округа «Город Чита» на приобретение жилого помещения для Т. М. Левшук. В удовлетворении остальных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 06 июня 2011 г. Судья П. Н. СМОЛЯКОВ
Н. А. Ивановой,