об обеспечении техническими средстами реабилитации



Дело № 2-3113-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года Центральный районный суд г.Читы в составе:

Председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,

При секретаре судебного заседания Барановой С.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Читы в интересах Горковенко Сергея Михайловича к Министерству финансов РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края об обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

<адрес> обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Горковенко С.М. с указанным иском, мотивируя следующим. Согласно информации, предоставленной Министерством социальной защиты населения <адрес>, Горковенко С.М. состоит на учете инвалидов для обеспечения техническими средствами реабилитации. Однако обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется не в полном объеме из-за недостаточного финансирования. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, Горковенко положено 60 подгузников (памперсов) в месяц, 720 - в год. За 2010 год Горковенко предоставлено 270 подгузников, 50 приобретено родственниками Горковенко, стоимость которых возмещена ГУ СО ЦМСРИ «Росток» (всего 320). 400 подгузников Горковенко не предоставлено за 2010 год, в 2011 году подгузники не предоставлялись. Непредоставление Горковенко С.М. указанных технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, не позволяет пройти ему необходимую комплексную реабилитацию, лишает его возможности социальной адаптации в обществе, ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Прокурор просит обязать Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ за счет средств казны РФ осуществить финансирование Министерства социальной защиты населения <адрес> для обеспечения инвалида 1 группы Горковенко С.М. техническими средствами реабилитации – подгузниками, а Министерство социальной защиты населения <адрес> - обеспечить Горковенко С.М. подгузниками в количестве 400 штук на общую сумму 9600 рублей за 2010 год, в количестве 720 штук на общую сумму 17280 рублей – на 2011 год.

В судебном заседании представитель процессуального истца Капустин Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что из- за недостаточного финансирования инвалид Горковенко С.М. до настоящего времени не обеспечен техническим средством реабилитации, в связи с чем на ответчиков необходимо возложить обязанность по обеспечению Горковенко С.М. подгузниками и финансирования для возможности приобретения технических средств реабилитации.

Истец Горковенко С.М. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель Министерства социальной защиты населения <адрес> Живаева Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, предоставила отзыв на исковое заявление, пояснив, что Горковенко С.М. обратился с заявлением о обеспечении его техническим средством реабилитации, было принято положительное решение. Однако Порядком предоставления инвалидам технического средства реабилитации и услуг, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , не предусмотрен срок, в течение которого инвалид должен быть обеспечен таким средством технической реабилитации как памперсы, и обеспечение его за прошлые годы. Обеспечение инвалидов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету <адрес> в форме субвенций, в соответствии с Правилами. Потребность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется исходя из количества поступивших в Министерство заявлений граждан об обеспечении их данными средствами. Обеспечение инвалидов данными средствами осуществляется согласно условий и сроков, указанных в государственных контрактах. Горковенко С.М. будет включен в реестр получателей памперсов при заключении государственного контракта.

Представитель ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - Вельмяйкин С.Ф., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, представив суду письменный отзыв, в котором иск прокурора не признал, указав, что согласно Соглашения, заключенного между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Правительства РФ -р, часть полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам переданы <адрес>. Согласно п.1 ст.2 Соглашения обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации осуществляется в порядке, определяемом <адрес>. С целью реализации данного Соглашения <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ , утвердившее Порядок предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг. Уполномоченным органом по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, является Министерство социальной защиты населения <адрес>. Министерство здравоохранения и социального развития РФ обязательства по выделению субвенций уполномоченному органу в 2010 году исполнили в полном объеме. Объем неиспользованных средств составил 6569025, 21 руб. В 2011 году на данные цели выделено 85605, 6 тысяч рублей (на основании данных, предоставленных <адрес>м в установленном порядке). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ неиспользованными остаются 69422 360, 85 руб. С учетом исполнения всех полномочий по финансированию, просят в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанностей по финансированию прокурору отказать.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, отзыва не предоставил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Свидетель ГЛА пояснила, что является матерью Горковенко С.М., в 2010 году ее сыну не выдали 400 памперсов, а в 2011 году – 670. За 2011 год ею перед судебным заседанием получено 30 штук памперсов, 20 памперсов она приобретала сама, документы на оплату ею переданы в уполномоченный орган. Таким образом, в текущем году её сын нуждается в предоставлении ему памперсов в количестве 670 штук.

Суд в силу ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Горковенко С.М., представителя Министерства финансов РФ.

Заслушав прокурора Капустина Д.В., представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела судом установлено, что Горковенко Сергей Михайлович является инвалидом 1 группы и состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническим средством реабилитации, а именно памперсами.

Согласно индивидуальной программы реабилитации Горковенко С.М. положено 60 подгузников (памперсов) в месяц, 720 – в год (л.д.____).

Горковенко С.М. не обеспечен техническими средством реабилитации за 2010 год в количестве 400 штук, в 2011 году - 670 штук. Данные обстоятельства в судебном заседании стороны не оспаривали.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст.10 указанного федерального закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Статьей 11.1 названного закона установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В силу вышеприведенных положений закона предоставление инвалидам технических средств реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что федеральные полномочия по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации на территории <адрес> осуществляет Министерство социальной защиты населения <адрес>, являющееся уполномоченным органом <адрес> в системе данных правоотношений.

Согласно п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации не менее чем в объеме планируемых поступлений от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий и зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.

В 2010 году предоставление субвенций бюджету <адрес> осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В 2010 году бюджету <адрес> на данные цели было выделено 86127, 2 тыс.руб. Дополнительно выделялось 31493, 5 рублей. Данный факт в судебном заседании не оспаривался. Однако объем неиспользованных средств составил 6569025, 21 рубль, что подтверждается письмом Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . В данном случае утверждения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ о том, что финансирование произведено в достаточном объеме, подтверждаются материалами дела. При этом представитель Министерства социальной защиты населения <адрес> Живаева Т.А. пояснила, что денежные средства не были освоены в результате не заключения государственных контрактов, а по завершении года были возвращены, что также следует из вышеназванного письма на имя Министра здравоохранения и социального развития ГТА

В соответствии со ст.11 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

В 2010 году инвалид Горковенко не получил необходимые ему средства технической реабилитации, чем нарушено его право, также он не получал и денежной компенсации за 400 памперсов, поскольку самостоятельно из собственных средств приобрести их не имел возможности. Суд полагает, что окончание года, в котором инвалиду были положены указанные средства, не влияет на его право на их получение. Поэтому требования прокурора о выделении финансирования на их приобретение являются обоснованными.

Таким образом, суд, учитывая, что Министерство социальной защиты населения <адрес> не является распорядителем бюджетных средств, считает необходимым обязать Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития осуществить за счет средств казны РФ финансирование Министерства социальной защиты населения <адрес> на предоставление Горковенко С.М. технических средств реабилитации за 2010 год в размере 9600 рублей (400 штук по 24 рубля за штуку).

Министерство социальной защиты <адрес>, которому переданы полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, обязано обеспечить Горковенко С.М. подгузниками (памперсами) в количестве 400 штук за 2010 год.

Что касается требований прокурора относительно финансирования приобретения подгузников на 2011 год, то в суде установлено, что в 2011 году предоставление субвенций бюджету <адрес> осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , бюджету <адрес> выделено 85 605, 6 тысяч рублей. Указанный размер субвенции определен в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , на основании данных, предоставленных <адрес>м в установленном порядке. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объем субвенций из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации составляет 69422 360, 85 руб., что подтверждается пояснениями представителя Живаевой Т.А., а также письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.____). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что финансирование для приобретения средств реабилитации в 2011 году осуществлено в запрашиваемом размере на основании Методики, и должно быть достаточным для приобретения и обеспечения нуждающихся инвалидов, в том числе и Горковенко С.М. средствами реабилитации. Однако до настоящего времени Горковеноко С.М. обеспечен всего лишь 30 шт.подгузников при ежемесячной минимальной необходимости в 60 штук. Кроме того, самостоятельно приобретено 20 штук, заявление на компенсацию их стоимости уже подано. Таким образом, на 2011 год Горковенко С.М. нуждается в подгузниках в количестве 670 штук.

Соответственно, требования прокурора об обязании Министерства финансов РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ за счет средств казны РФ осуществить финансирование Министерства социальной защиты населения <адрес> для обеспечения Горковенко С.М. подгузниками на 2011 год в размере 17280 рублей являются необоснованными. При наличии финансирования министерство социальной защиты населения <адрес> в соответствии с Соглашением, заключенном между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Правительства РФ -р, обязано обеспечить Горковенко С.М. техническими средствами реабилитации. Обратное является нарушением его права на реабилитацию, лишает его возможности социальной адаптации в обществе, ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, положение инвалида Горковеноко С.М., суд полагает возможным определить этот срок равным одному месяцу со дня вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить частично.

Обязать Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации осуществить финансирование Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в целях обеспечения инвалида 1 группы Горковенко Сергея Михайловича техническими средствами реабилитации – подгузниками в количестве 400 штук за 2010 год в размере 9600 рублей.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить Горковенко Сергея Михайловича техническим средством реабилитации – подгузниками в количестве 400 штук – за 2010 год, в количестве 670 штук на 2011 год, в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Судья Б.В.Доржиева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200