о понуждении к установке автоматической пожарной сигнализации



Дело № 2-4552-11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«05» июля 2011 года

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Борзинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к установке автоматической пожарной сигнализации в помещении железнодорожного вокзала станции Краснокаменск,

УСТАНОВИЛ:

Борзинский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В ходе проведенной Борзинской транспортной прокуратурой с привлечением специалиста - старшего инструктора по противопожарной профилактике Читинского отряда Ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Забайкальской железной дороге ФИО2, было установлено, что помещение вокзала станции Краснокаменск не отвечает требованиям пожарной безопасности, а именно, не оснащено автоматической пожарной сигнализацией. Полагает, что выявленные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд обязать ответчика ОАО «РЖД» оборудовать помещение железнодорожного вокзала на станции Краснокаменск, расположенное по адресу: Забайкальский край, станция Краснокаменск автоматической пожарной сигнализацией.

В судебное заседание представитель Борзинской транспортной прокуратуры не явился, о времени и месте судебного заседания прокуратура извещена надлежащим образом, причины неявки не сообщила. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представители ответчика ОАО «Российские железные дороги» Гордеев Е.А. и Бадогов Н.Н., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, суду пояснили, что по результатам проведенной проверки соблюдения правил пожарной безопасности в помещении железнодорожного вокзала станции Краснокаменск было выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, установки пожарной сигнализации. Однако выданное предписание является внутриведомственным документом железнодорожного транспорта, носит рекомендательный характер, так как выдано инспектором по пожарному надзору Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», не являющимся органом, осуществляющим функции государственного пожарного надзора государственной противопожарной службы РФ. Кроме того, п. 5 Норм пожарной безопасности носит рекомендательный, а не обязательный характер. Читинская дистанция гражданских сооружений Забайкальской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» не является распорядителем кредитов, финансируется Забайкальской железной дорогой, и не имеет в своем распоряжении денежных средств, необходимых для оплаты работ по установке пожарной сигнализации. Тем не менее, дистанцией приняты все зависящие от нее меры по обеспечению пожарной безопасности в здании железнодорожного вокзала станции Краснокаменск: 06 июня 2011 года направлено письмо в Забайкальскую дирекцию инфраструктуры Забайкальской железной дороги о необходимости включения в перечень объектов, подлежащих оснащению автоматической установкой пожарной сигнализации в 2012-2014 годах, здания железнодорожного вокзала станции Краснокаменск, соответственно, в пределах установленных сроков в здании железнодорожного вокзала станции Краснокаменск будет установлена автоматическая пожарная сигнализация.

Заслушав пояснения представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 указанного закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Правилами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 (далее – ППБ 01-03) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 3 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений (п. 4 указанных Правил).

Согласно указу Президента РФ от 11.07.2004г. № 868 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), устанавливающие основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации. В приложении № 1 к данным нормам перечислены объекты защиты, в которых должны устанавливаться автоматические установки пожаротушения, в п. 9 которого указаны здания общественного и административно-бытового назначения.

В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что в результате проведенной Борзинской транспортной прокуратурой совместно с инспектором по пожарному надзору на Забайкальской железной дороге ФИО2 проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности были выявлены нарушения, в частности, здание вокзала станции Краснокаменск не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации.

Отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации в помещении железнодорожного вокзала на станции Краснокаменск подтверждается актом проведения мероприятий по контролю от 12 мая 2011 года, и в ходе судебного заседания представителями ответчика не оспаривалось.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации в помещении железнодорожного вокзала на станции Краснокаменск в силу вышеизложенных правовых норм является нарушением требований пожарной безопасности, поскольку вокзал является помещением с большой концентрацией людей, сложившаяся ситуация создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, может привести к возникновению пожара, многочисленным человеческим жертвам, повреждению имущества неопределенного круга лиц или другим тяжким последствиям, ввиду чего указанное нарушение должно быть устранено.

В соответствии с требованиями ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, организаций. В силу требований п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Статья 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» устанавливает, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Согласно п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 56 ГК РФ юридические лица самостоятельно отвечают по своим обязательствам. В связи с чем обязанность по устранению выявленного нарушения может быть возложена только на юридическое лицо, в данном случае ОАО «Российские железные дороги», ввиду чего довод представителей ответчиков об отсутствии в распоряжении Читинской дистанции гражданских сооружений денежных средств, необходимых для оплаты работ по установке пожарной сигнализации, суд находит несостоятельным, более того, отсутствие финансирования не должно являться основанием для несоблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.

На основании изложенного, именно на ОАО «Российские железные дороги» как на собственнике имущества и перевозчике лежит установленная законом обязанность по оказанию услуг, безопасных для жизни, здоровья потребителя, и, как следствие, обязанность по выполнению требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер работ и необходимость значительных денежных затрат, суд полагает возможным определить срок исполнения решения – в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борзинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течении 24 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать помещение железнодорожного вокзала на станции Краснокаменск, расположенное по адресу: Забайкальский край, Краснокаменский район, станция Краснокаменск автоматической пожарной сигнализацией.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в местный бюджет в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В.Н. Новиков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200